Шарлотт де Сильги (Charlotte de Silguy) - генеральный секретарь французского отделения европейской организации AVERE, которая занимается продвижением электромобилей. Если бы у этого слова не было такой яркой окраски, мы бы назвали ассоциацию «лобби» или группой давления, однако прежде всего речь здесь идет о слиянии политических, экономических и экологических интересов.
В ее записной книжке значатся контакты автомобильных компаний, депутатов местного и национального уровня, производителей аккумуляторов, страховщиков, то есть - всех тех, кто работает в других областях, но без особых трудностей может совместно вести дела в этой сфере.
Кроме того, хотя концепция экологически чистых автомобилей и мотоциклов получила довольно благоприятный отклик в общественном мнении (электромобиль звучит также прогрессивно, как био-овощи и гомеопатия), нельзя не признать, что на продажи все это не повлияло, и что обещания Шарлотты де Сильги звучат не слишком убедительно.
Читайте также: Кризис добрался до немецких автопроизводителей
В прошлом году на территории Франции были зарегистрированы всего 2000 автомобилей подобного типа, а выпускающие их предприятия в некоторых случаях вынуждены вести продажу через интернет, чтобы хоть как-то освободить склады.
«Да у вас просто неверные цифры, - возмущается представитель AVERE. - Если подсчитать все автомобили, в том числе - те, что были приобретены местными властями и предприятиями, у нас набирается почти 4000!»
- Хорошо, не будем спорить из-за цифр. Но 4000 на рынке в несколько миллионов машин в год… Признайте, что это все-таки совсем немного…
- Это - только начало. Через несколько лет продажи пойдут в гору, сами увидите…
Заправка за два евро
Что ж, вряд ли такой энтузиазм можно поставить ей в вину. Сама она сейчас пересела за Citroën C-Zéro, проведя немало лет за рулем Saxo. По словам Шарлотт де Сильги, смещение рынка - всего лишь вопрос времени. Более того, оно совершенно «неизбежно»:
Также по теме: В поисках ниши среди автогигантов
«Нам известны препятствия для распространения электромобилей, причем, со временем преодолеть их будет все проще. Прежде всего, это вопрос цены: электромобиль до сих пор дороже машины с двигателем внутреннего сгорания, несмотря на субсидии. Все дело в том, что мы еще не достигли тех объемов, которые позволяют добиться снижения цен. Но скоро это изменится. Кроме того, при покупке новой машины французы до сих пор не учитывают сопутствующие расходы и траты на топливо (в среднем порядка 6000 в год, 13% из которых приходится только на топливо). Когда же они возьмутся за подсчеты в условиях все более быстрого роста цен на нефть, то поймут, что полная заправка за два евро позволит серьезно сократить их расходы…»
Допустим, но помимо цен, существует еще и проблема автономности, так как немногие из этих машин способны проехать от одной зарядки более 100 километров:
«Это надуманная проблема. Прежде всего, большинству людей не нужно проезжать такие дистанции в повседневной жизни, потому что ездят только из дома на работу и обратно. Кроме того, сегодня существует огромное количество предложений по аренде машин, которые позволяют взять автомобиль с двигателем внутреннего сгорания для длительных поездок. Наконец, как вы можете сами убедиться на примере такой техники, как мобильные телефоны или ноутбуки, технологии хранения энергии постоянно развиваются, и автономность в будущем значительно вырастет…»
Читайте также: Lada XRAY - будущее российского автопрома
КПД двигателя: с 15% до 95%
Хм, у нее заготовлен ответ на любой вопрос. Но если представить себе (как она с энтузиазмом расписывает), что к 2020 году объемы реализации электромобилей превысят продажи обычных машин, откуда мы возьмем для них столько электричества с учетом закрытия существующих атомных электростанций, нежелания строить новые и неизбежного роста спроса на электроэнергию в других областях, помимо транспорта?
«Здесь нужно опять-таки мыслить шире. Даже если представить, что все французские машины с двигателями внутреннего сгорания будут заменены на электромобили, потребности в энергии останутся на прежнем уровне. Классический двигатель чрезвычайно неэффективен в плане КПД, и вам достаточно положить руку на капот остановившейся машины, чтобы лично в этом убедиться. Он горячий, потому что, как и в старых лампочках с нитью накаливания, по назначению используется максимум 15% вырабатываемой энергии. В то же время капот электромобиля практически холодный, так как на его работу уходит до 95% всей энергии».
Нам хотелось бы верить ей, потому что мы тоже любим био-овощи и гомеопатию (ну ладно, гомеопатия - действительно, спорный момент), однако когда в своем видении светлого будущего она сравнивает почти что миссионерскую задачу AVERE с работой Джордано Бруно (открывший строение солнечной системы итальянский философ XVI века, которого церковь сожгла по обвинению в ереси), нужно признать, что ее заносит слишком уж далеко.
Да и вообще: как обстоят дела с КПД в случае сожжения на костре?