«В этом сезоне самая модная модель - туфли лососевого цвета с открытыми пальцами, - важно говорит Оксана, как будто она - продавщица года, и меряет меня кошачьим взглядом. - 3190 рублей, примерно 30 долларов, - подсчитывает она на калькуляторе и демонстрирует мне туфли на таком высоком каблуке, какой можно было бы спокойно использовать вместо осинового кола. - Дорого, но сделано в России. Примерите?»
Мурманск. Солнце светит 24 часа в сутки. 24 градуса в тени, хотя согласно статистике, средняя температура в этом городе - всего 13 градусов. До Москвы отсюда 36 часов на поезде, до Архангельска - больше 29. В такой день, как сегодня, даже проржавевшие корабли в этом незамерзающем порту сверкают на утреннем солнце, будто флот Магеллана. Бездомные собаки нежатся на троллейбусных остановках, по всему проспекту Ленина пленительно пахнет сиренью, из овощной палатки прямо под колеса подъезжающей «Лады» выкатывается сочная груша, а Нина Ивановна, учительница географии на пенсии, заказывает себе в модном кафе желе с фруктами и черный сладкий кофе. Она садится, как обычно, в уголке, и прищурив накрашенные голубыми тенями веки, наблюдает за жизнью города. «Девушки на очень высоких шпильках? Ну, такие уж они у нас, в России. Всегда хотят быть выше мужчин», - говорит она, поправляя на макушке объемный пучок, в котором начинаешь невольно высматривать птенцов.
Соревнование
Кафе находится на той же стороне улицы, что и элегантный магазин, в котором работает Оксана. Несколько десятков пар обуви (все на невероятно высоком каблуке) выставлены в стеклянных витринах, освещены белым точечным светом, и напоминают покрытые глазурью кексы. 12 сантиметров - это норма для ежедневной носки. Плюс платформа.
Оксане - 26 лет, все эти годы она провела в Мурманске. Она получила образование специалиста по менеджменту и хотела бы сделать карьеру. Лучше всего - за границей. Но вот язык… Английский вроде бы учат с начальной школы, но здесь нет языковой практики, потому что нет туристов. Вот если бы можно было сделать карьеру без английского. А так целый день до тошноты: примерьте, другую модель, другой размер, пожалуйста, спасибо. Сама Оксана шпилек не носит, потому что, как она говорит, любит удобство. Если бы она даже решила купить такие туфли, то купила бы не здесь, а в Финляндии - там дешевле, и качество лучше. На работе она обута в невыразительные полуботинки на плоской подошве оттенка прошлогоднего снега. «Очень высокие каблуки носят женщины тех мужчин, которые работают в море, потому что только у них есть деньги, - говорит она вполголоса, потому что одна клиентка как раз примеряет туфли за четыре тысячи рублей. - Эта такая демонстрация богатства: чем выше каблуки, тем выше общественное положение». У Оксаны нет парня, она живет одна и все время работает. «Спасибо», «пожалуйста» и так по кругу.
История показывает, что высокие каблуки, действительно, были признаком богатства. Начиная с пробковый платформы в XIV веке (которая называлась «chopins»), надевавшейся сверху на обувь и достигавшей 70 сантиметров в толщину, - и до таких тонких шпилек, что передвигаться на них можно было только маленькими шажками, опираясь, чтобы удержать равновесие, на специальные трости (мадам Помпадур). Высокая платформа защищала от грязи и всех побочных явлений отсутствия канализации. Это работает до сих пор: высокие вызывают больше уважения. Профессор вроцлавского университета Богуслав Павловский (Bogusław Pawłowski), исследующий тему привлекательности человеческого тела, полагает, что секрет заключается в соотношении длины ног и грудной клетки: чем длинней ноги, тем выше привлекательность потенциального партнера. Любопытно, что если по какой-то причине ноги слишком длинные, привлекательность уменьшается, потому что это вызывает скрытые ассоциации с подверженностью болезням или с какими-то нарушениями в организме. Так что популярность шпилек профессор усматривает в области биологии, а не социологии.
Здесь, в Мурманске, совсем не кажется, что высокие и очень стройные девушки на непропорционально длинных ногах страдают от недостатка внимания. Они, скорее, вызывают восхищение, когда быстро вышагивают по неровным тротуарам или бегут на троллейбус. А ведь еще лето. Зима в Арктике длинная и темная, тротуары солью не посыпают, но это вовсе не повод сразу переобуваться в валенки или «луноходы». Элегантность превыше всего! [...]
«Носить такие туфли мы начинаем лет в 14-15, и это совершенно нормально, - Настя, госслужащая, сидя на лавочке, перекидывает одну ногу в туфле на 10-сантиметровой шпильке, на другую. Короткие волосы, легкий макияж, сумка из змеиной кожи. - Просто постепенно высота каблука увеличивается, а носят их так долго, как ноги позволят». Другой обуви у Насти нет: «Ну, у меня есть кроссовки, но в них на улицу не пойдешь. На работу - только на шпильках. Такая привычка», - она украдкой массирует икры.
«Я начинаю замечать шпильки, когда возвращаюсь из-за границы!» - говорит менеджер молодежного кинофестиваля «0.1 Megapixel» Наташа. Ей - 23 года, у нее прекрасные локоны до пояса и такое отношение к миру, которое не требует слишком высокого роста. «Я думаю, это демонстрация не общественной позиции, а просто женственности. Мы, россиянки, любим быть сексуальными, и шпильки позволяют нам это показать». У Наташи болят ноги, поэтому она не может носить туфли на высоком каблуке, но если бы она могла, то обязательно бы носила. Ни одна россиянка не скажет, что носить шпильки - это мучение, потому что боль в данном случае - просто неотъемлемый атрибут красоты. Выразители крайних взглядов даже сравнивают современные шпильки с древним обычаем бинтования ног в Китае. Стопа в форме цветка лотоса или обутая в убийственный «лубутен» становится продолжением ноги, оптически уменьшается, а одновременно делает походку более медленной и изящной, изменяя положение всего тела. Самые наблюдательные усматривают в изогнутой спине и отставленных назад ягодицах элементы природной брачной позиции.
Будто бы шпильки нельзя просто любить! Каждый год во всем мире при поддержке журнала Glamour организуются соревнования по бегу на шпильках. В России в этом году эти состязания в шестой раз прошли в Петербурге и в Москве. 150 женщин, дистанция 50 метров, минимальная высота каблука - девять сантиметров. Рекордсменка преодолела дистанцию за 6,75 секунды и получила 100 тысяч рублей на покупки в интернет-магазине. Если бы такой бег стал олимпийским видом спорта, россиянки оказались бы в числе лидеров. Ведь они тренируются с самого детства.
Мерило каблука
У искусственного озера в центре города, где после работы собираются изголодавшиеся по теплым лучам жители города, под присмотром 30-метрового памятника солдату (которого здесь ласково называют Алешей) спиной к вечернему солнцу сидит на одеяле Анна и читает роман Ирины Стрелковой. Длинные темные волосы, распушившиеся от чрезмерного расчесывания, блестящая кожа на подбородке и на лбу, а рядом - туфли с застежкой на восьмисантиметровом каблуке. Несмотря на жар, девушка одета в коричневое платье в горошек до колена и колготки. В коляске спит младенец. Анна смеется, когда кто-то принимает ее за молодую мать, ведь ей - всего 12 лет, а это ее племянник. А туфли? «В большинстве школ можно одеваться, как хочешь. В моей нужно носить форму с юбкой, но по поводу обуви никаких ограничений нет, - краснеет она. - Я ношу шпильки потому что выгляжу в них красивее».
Однако в большинстве мурманских школ на высоту каблуков ввели ограничения. Например, в гимназии № 1 предел - пять сантиметров. Все из соображений безопасности: «У нас очень крутая лестница, и уже несколько раз с нее кто-то падал и ломал ногу», - учительница английского Юлия поддерживает решение дирекции, хотя ученицам старших классов оно пришлось не по вкусу. «Для России это обычно, у меня тоже такие туфли, только не на экстремально высоких каблуках, и я хожу в них на работу», - добавляет она.
«Я обожаю шпильки, но не ношу их, потому что с моим ростом в 1,75 я была бы в Норвегии (где я живу) слишком высокой», - говорит Александра. Ей 18 лет и у нее 955 друзей в Facebook. Фигура балерины и лицо, как созревающий персик. Когда ей было два года, родители увезли ее из Мурманска в Тромсё, а сейчас она приехала в гости. «Если бы я пришла на занятия на шпильках, там бы отреагировали очень плохо, но я помню, что, когда я покупала туфли на 12-сантиметровом каблуке в России, то продавщица расхваливала их как идеальные для школы», - смеется она и заметно расстраивается, когда я говорю ей, что в таких туфлях я могла бы пойти только на вечеринку, да и то - не на каждую. Александра не собирается возвращаться в Мурманск, но она рада, что русские женщины одеваются с таким шиком. «Надоело всем объяснять, что на севере не все ходят в тюленьих шкурах и оленьих мехах», - говорит она, поправляя солнечные очки на загорелом носу. […]
Платформы и сандалии
Ранним вечером в Fusion, одном из самых модных заведений города, где посетителей каждый вечер встречает у входа новая (но кажется, что одна и та же) красотка в оранжевом платье и туфлях на безумно тонкой шпильке, заняты все столики. В меню - свежие футомаки, гаспачо с базиликом, карпаччо с лососем и украинский борщ. У окна двое молодых военных в фуражках борются с палочками, и в конце концов просят дать им вилки. Рядом сидят три девушки в длинных струящихся юбках (белой, зеленой и персиковой), они поднимают бокалы с игристым вином и курят тонкие сигареты с пониженным содержанием смолистых веществ. Одинокий мужчина с двумя перстнями на левой руке и бычьим взглядом пьет коньяк, крутит в пальцах пятирублевую монету и пожирает глазами встречающую гостей черноволосую maîtresse d’hôtel.
Из 27 посетителей - 16 женщин, у 13 - туфли на шпильке выше 12 сантиметров. Еще две в балетках, а эта приезжая обута в совершенно неприличные для такого места сандалии и пытается спрятать ноги под мягким диваном, в качестве наказания поедая неразбавленный васаби.
Поздним вечером на главной площади Пяти углов, посередине которой стоит некогда шикарная гостиница «Арктика» - самое высокое задние в городе - когда солнце начинает светить с севера, нависая над горизонтом, заняты все скамейки. Здесь, невзирая на то это - общественное это место, можно, не опасаясь штрафа, курить и пить пиво. Кому же захочется сидеть в заведении? Здесь - самое внушительное разнообразие всевозможных шпилек. Мужчины одеты по-спортивному: спортивные костюмы и шлепанцы или так называемые адидасы. Их девушки, даже те, что грызут ногти, сидя на лавочке, держат марку: белые туфли - белый iPhone, черные туфли - черный iPhone. Элегантность - прежде всего.
Пахнет выхлопными газами от автомобилей, вежливо останавливающихся перед пешеходными переходами; сушеной рыбой, которую продает старушка у Сбербанка; окурками с тлеющим фильтром; масляной краской на заборе школы и еще сиренью. Здесь, в Мурманске, есть все, что нужно.