В эти дни много говорится о битве за Сталинград, начавшейся 70 лет назад. В том числе - о важной роли погоды в тот момент, то есть о «Деде Морозе». Однако на Западном фронте, на атлантическом побережье, в день высадки союзников, в так называемый «День Д» в 1944 году, атмосферные процессы были намного важнее, и их было сложнее оценить. Любой прогноз погоды в этом месте больше чем на три дня вперед и сегодня считается очень серьезным вызовом для метеорологов.
Слово «вторжение» витало в воздухе в том году. Но когда же погода покажется благоприятной для тех, кто планировал самую сложную высадку десанта в заданном месте с участием почти 200 000 солдат, 7000 кораблей и нескольких тысяч самолетов? С точки зрения Филипа Болла (Philip Ball), написавшего на эту тему подробную статью для журнала Nature, это было, возможно, «самым важным прогнозом погоды из всех, которые когда-либо составлялись».
Он был сложен уже потому, что были установлены разнообразные и точные требования: рассматривался только день в период новолуния или полнолуния, то есть - при максимально низким уровнем воды, что было необходимо для обнаружения противотанковых заграждений. Кроме того, в «День Д» должно было быть два отлива – один сразу после восхода солнца, а второй незадолго до его захода, так как вся операция планировалась в два этапа.
Читайте также: Стратегическая ошибка Гитлера, которая изменила ход войны
Размякшая почва вызывала опасения
Необходим был легкий, дующий с моря ветер. Не должно было быть никакого штиля, так как при нем образуются клубы тумана, и в подобных условиях немцы могли применить боевые отравляющие вещества. Для воздушного десанта нужна была тихая погода и безоблачное небо. Идеальным был бы ветер со скоростью от 20 до 30 километров в час. А за несколько дней до высадки не должно было быть обильных осадков – ни в Англии, где должна была проводиться погрузка тяжелых видов вооружений и солдат, ни в Нормандии, где была запланирована высадка на берег. Размякшая почва могла перечеркнуть все разработанные стратегами планы.
Пожелания в адрес небесной канцелярии были весьма разнообразны, и поэтому соответствующим образом была организована работа над составлением прогноза. Она была поручена британской метеослужбе Met Office, имеющей большие традиции и основанной в 1854 году. Была привлечена также службы погоды британских военно-морских сил, которая работала и на американские ВМС. Кроме того, принимали участие метеорологи из американских военно-воздушных сил, у которых была своя штаб-квартира в Англии.
Информация всех служб направлялась Верховному главнокомандующему вооруженными силами США (так в тексте – прим. перев.) генералу Дуайту Эйзенхауэру. Однако своим главным личным метеорологом он назначил представителя Англии, каждый житель которой, как известно, является экспертом в области погоды.
Также по теме: В сознании немцев после высадки союзных войск в Нормандии многое изменилось
В течении нескольких недель проводился сбор информации
Все привлеченные к этой работе специалисты использовали разные принципы: американские синоптики полагались только на статистику, британцы предпочитали аналитические методы, остальные рассчитывали на свою интуицию и опыт (и показали совсем неплохие результаты). И все они во время почти каждой телефонной конференции бурно и громко спорили, и, по мнению Болла, это происходило потому, что они никогда друг с другом не встречались. В качестве некого третейского судьи Эйзенхауэр привлек норвежца Сверре Петтерссена (Sverre Petterssen), который впервые обнаружил высотное струйное течение и был явно наделен способностью предсказывать погодные условия.
Воздушные шары, корабли, самолеты – в течение нескольких недель использовались все средства для сбора информации о погодных условиях в районе Северной Атлантики. Затем собранные данные анализировались, интерпретировались и производился обмен полученными результатами, которые с удовольствием раскритиковывались другими коллегами. Все они пытались сделать прогноз на пять дней вперед, что и сегодня считается весьма рискованным делом.
Обнаруженные вблизи Исландии районы низкого давления послужили основанием для переноса операции, которая первоначально была намечена на 4 июня. Область низкого давления продолжала усиливаться, но одновременно она становилась менее подвижной и более устойчивой. В то время фиксировались экстремальные рекорды в области погоды (в Атлантике происходили самые сильные в ХХ веке штормы, а в районе пониженного давления над Шотландией были отмечены самые низкие показатели атмосферного давления), и тем не менее в начале июня впервые все эксперты пришли к единому мнению: 6 июня, вторник, будет идеальным днем для начала операции.
И они оказались правы.