Это временный всплеск напряженности или настоящее оскорбление, которое оставит долгий след? Пока еще сложно сказать, как отразится на отношениях Дамаска и Москвы задержание сирийского оппозиционера Абдель-Азиза аль-Хайра. Сам факт, что сирийские спецслужбы позволили себе 20-го сентября арестовать этого представителя небольшой левой партии (его высоко ценят российские и китайские власти), свидетельствует о том, что отношения между режимом Асада и двумя его главными союзниками не настолько прочны, как можно было представить.
«Задержание Абдель-Азиза - это акт агрессии в отношении Москвы», - уверен руководитель Национального координационного комитета за демократические перемены (НККДП) Хайтам Манна. Его организация держится особняком от Сирийского национального совета (СНС), так как категорически отвергает милитаризацию движения против Асада. «Это пощечина для России, и она ясно дала это понять», - продолжает он.
Аль-Хайра и еще двух представителей НККДП, Ияса Аяша и Махера Таххана, арестовали в аэропорту Дамаска по возвращении из поездки в Пекин, где они провели переговоры с министром иностранных дел Китая Яном Цзечи. Задержание произвели сотрудники разведслужбы ВВС, которая отличается особой жестокостью среди всего сирийского репрессивного аппарата. Аль-Хайр возглавляет коммунистическую партию, которую власть долгое время преследовала, но сегодня предпочитает терпеть, а также является одним из руководителей НККДП.
Читайте также: Россия использует Сирию для ослабления Турции
На встрече в Пекине, где присутствовал также прилетевший из Парижа Хайтам Манна, была достигнута договоренность о том, что Китай поддержит инициативу о проведении в Дамаске крупного оппозиционного съезда 23-го сентября. Этот проект является частью более широкой инициативы по активизации мирного движения, цель которого - не допустить падения Сирии в хаос гражданской войны. Двумя неделями ранее они провели встречу в Париже с заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым, который предложил им гарантии Москвы.
«Организовать конференцию в Дамаске было очень сложно»
Собрание сирийских оппозиционеров в Дамаске под самым носом у цепных псов сирийской диктатуры? По мнению многих сторонников революции, такой проект по-детски наивен или даже попахивает предательством. Они считают, что подобного рода встреча позволит сирийскому режиму поправить пошатнувшийся имидж и заявить, что он борется лишь с «плохими» оппозиционерами и готов вести диалог с «хорошими».
«Все не так просто, - отвечает Хайтам Манна. - Многие недели режим не давал нам арендовать ни один зал ни в одном из дамасских отелей. Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда россияне решили самостоятельно забронировать место». Аналитик Международной кризисной группы и прекрасный знаток Сирии Питер Харлинг (Peter Harling) согласен с этой точкой зрения.
Также по теме: Союз Советских и Сирийской Республик?
«Организовать конференцию в Дамаске было очень сложно. Жесткое крыло режима никогда бы не согласилось на это без давления России. В Москве, как и в Иране, по всей видимости, хотят создать почву для возвращения к политике. Летом там осознали, что режим зашел в тупик, что он не побежден, однако и сам не в состоянии победить. Поэтому они прощупывают обстановку, ищут решение, которое позволит защитить их интересы, не имея четкого представления о том, на что оно будет похоже».
«Напряженность внутри режима»
Недовольство давлением со стороны китайских и российских покровителей подтолкнуло режим (или, по крайней мере, его наиболее радикальных деятелей) к тому, чтобы взять реванш: за три дня до начала конференции он отдал распоряжение о задержании Абдель-Азиза аль-Хайра в надежде, что это приведет к ее отмене. «Режим послал жесткий сигнал как в адрес сирийцев, так и в адрес России», - говорит лидер небольшого оппозиционного движения «Демократическая платформа» Самир Эита.
Читайте также: «Сирийское испытание» для Путина
«Похищение аль-Хайра отражает напряженность властей, - продолжает Питер Харлинг. - У определенных ветвей аппарата безопасности имеются собственные ресурсы и интересы. Они понимают, что любое политическое решение будет им только во вред, и в этой связи они не поддаются контролю».
Послание жесткой прослойки режима, вероятно, было адресовано в том числе и алавитскому сообществу, к которому принадлежат семьи Асада и аль-Хайра. 30-го сентября в Кардахе произошли столкновения двух этих кланов. В результате вспышки насилия был убит Мохаммед Асад по прозвищу «горный шейх» (он был основателем верных режиму полувоенных формирований). В настоящий момент нельзя с уверенностью говорить о том, был ли конфликт связан с арестом Абдель-Азиза аль-Хайра или же его причиной стали местные разногласия.
23-го сентября в Дамаске все же состоялась конференция оппозиции, на которой не было ее главного организатора, зато присутствовали российские, китайские и иранские дипломаты. В ее итоговом заявлении звучит призыв к смещению «всех лидеров режима».