Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что там произошло в понедельник, было второй революцией. Тирания, долгое время подавлявшая государство, немного ослабла, и Саакашвили может войти в историю как первый глава Грузии, оказавшийся способным преодолеть жажду власти. Грузия - еще не демократия, но она на пути к ней. Тот, кто видел 1 октября избирательные участки, видел рождение демократии. Это была мощная картина.

Колумнист Ахто Лобьякас, находившийся во время выборов в Грузии, пишет, на что следовало бы обратить внимание советникам министра обороны.

Одним из самых скромных во всемирном масштабе последствий выборов в Грузии стал шлепок, который получила во все более разносторонней внешней политике Эстонии партия Союз Отечества-Республика после подъема Бидзины Иванишвили и предстоящего падения Михаила Саакашвили. Внимательный читатель помнит статью министра обороны Урмаса Рейнсалу (председатель националистической партии Союз Отечества- Республика – прим.перевод.) в «Постимеэс» от 22 августа, которая в несколько дополненном варианте появилась 10 сентября в Wall Street Journal и еще позже на французском языке.

В эстонской версии, где говорилось в основном о России,  Рейнсалу упрекнул движение Иванишвили в нежелании подписать «единый кодекс поведения партий, предусматривающий уважение международно признанных стандартов проведения предвыборной кампании».

В международном варианте появились прямые указания на Иванишвили, в планах которого, пишет эстонский министр, «трудно не увидеть второй фазы российской антигрузинской стряпни» после войны 2008 года. В новой статье, без упоминания Саакашвили, говорится, что «согласно данным исследований, две трети избирателей Грузии верят, что Грузия находится на верном пути и 55 процентов намерены проголосовать за правящую партию», в то время как «Грузинская мечта», у которой «победа у избирательных урн недосягаема», планирует беспорядки и готовит вторжение России.

Читайте также: Грузия должна быть пророссийской


Есть ряд важных причин, чтобы остановиться на вышеуказанных, ныне пародированных историей текстах, и они затрагивают как Эстонию, так и Грузию.

Во-первых, это урок для всех пишущих на полярные темы: никогда не верь только одной стороне. Очень хотелось бы надеяться, что министр обороны (визит которого в Грузию непосредственно после выборов будет, очевидно, нескоро) пригласит к себе теперь наблюдателей за выборами от Эстонии.

Последние могут ему рассказать, как на самом деле прошли выборы – как многие руководители избирательных участков сами признавались о давлении со стороны партии власти с требованием прибавить к своим результатам десять процентов. Можно почитать заодно рапорт ОБСЕ о том, как в каждом десятом проверенном избирательном участке были обнаружены протоколы, где стояли подписи членов избирательных комиссий, но не было результатов.  Я сам видел один такой протокол в Хашуре, а также видел полицейских, которые в этом городе под покровом ночи уносили с собой подобные протоколы из восьми участков.

После этого министр мог бы побеседовать с теми грузинскими экспертами, которые не рассматривали возможность получения Иванишвили двух третей голосов как «абсурдную».  От них, кстати, можно было бы узнать, кто такой Темури Аласания (дядя Саакашвили и генерал ФСБ, связанными с ним фирмами были приватизированы стратегические ресурсы Грузии). Он бы услышал, что Иванишвили был годами одним из крупнейших спонсоров Саакашвили (оплачивая в числе прочего и зарплату полицейским) и как имуществом Иванишвили в России управляет брат инсайдера режима Саакашвили.



Министр обороны мог бы услышать и то, что у Иванишвили на протяжении восьми лет, до осени прошлого года, был советником нынешний премьер-министр Иване Мерабишвили. И что вокруг Иванишвили сплотились сейчас почти все, кто окружал Саакашвили во время революции роз.

Также по теме: Советские методы Саакашвили

Кое-кто мог бы парой слов описать министру и реалии Грузии при правлении Саакашвили. Например, что все властные структуры вертикально сходятся в руках одного человека. Что в государстве нет ни одного органа самоуправления, которым не руководила бы партия власти. Как щупальца партии власти проникают в полицию, прокуратуру и даже в домоуправления. Как время от времени людей, мешавших членам правительства, находили убитыми или жестоко избитыми. Или о том, как экс-спикеру парламента Нино Бурджанидзе в хорошие времена дали за символическую сумму комплекс на трех гектарах в дорогой части города Тбилиси, который в плохие времена конфисковали (еще два года назад Саакашвили распределял государственное имущество публичными указами).

Наверняка стоит рассказать Рейнсалу о том, как обстоят дела с телестанциями (все крупнейшие находятся под контролем партии власти). Можно было бы проанализировать задним числом использованное Рейнсалу уничижительное выражение «ортодоксально-фундаменталистские» и то, какую роль сыграли вышедшие ночью 1 октября перед избирательными участками священники для защиты избирательных урн от сил партии власти.

Грузия - место непростое, и здесь можно в определенном смысле понять министра обороны. Но на кону слишком многое. Мы должны надеяться, что некомпетентность и предвзятость члена правительства Эстонии, которые сейчас квалифицируются как определенное вмешательство в избирательный процесс, не было результатом злонамеренности. Или (что еще хуже) речь не идет об одном из эпизодов глобальной PR-войны между Саакашвили и Иванишвили, на которую оба потратили миллионы евро. И что в деле не замешан глава совета национальной безопасности при Саакашвили Гия Бокерия, финансируемые им лоббистские фирмы или иные стратегические партнеры. Нужно надеяться в числе прочего и что  не было манипулирования качественными газетами Wall Street Journal и «Постимеэс».

Читайте также: Грузия - не предмет торгов и не объект оккупации!

Если правительство Эстонии теперь не попросит извинения у Иванишвили (чего последний уже потребовал), оно могло бы, по меньшей мере, продемонстрировать искреннюю озабоченность Грузией, которую не затеняют  наши собственные жульничество, внутренняя политика или политика в отношении России.  Грузия заслуживает гораздо большего, чем быть видимой только сквозь призму России (на этом и зацикливаются статьи Рейнсалу). Мы должны видеть Грузию такой, какой она есть – нашим спутником по судьбе в прошлом веке, народ с древней культурой и прежде всего любящий свободу.

То, что там произошло в понедельник, было второй революцией.  Тирания, долгое время давившая на государство, немного ослабла, и Саакашвили может войти в историю как первый глава Грузии, оказавшийся способным преодолеть жажду власти. Грузия еще не демократия, но она на пути к ней. Тот, кто видел 1 октября избирательные участки, видел возникновение демократии из элементарных частиц, от самих людей. Это была мощная картина. Жаль, что ее не разглядели члены правительства Эстонии.  

Разумеется, не исключено, что история совершит еще один оборот, и министр обороны окажется правым в отношении Иванишвили. Возможно, окажется, что лекарство будет хуже болезни. Но мы не можем на это надеяться.

Потому что на кону - честь и имидж Эстонии. Будущим лидерам Грузии  - если они вообще захотят нас слушать – нужно рассказать, что такое честь и справедливость. Саакашвили следовало бы научить других тому, что он, похоже, сейчас понял с помощью старших и крупных  демократий (и явно под давлением), – что соперники не враги. Говорить нечто  иное несправедливо, аморально и глупо, а в итоге опасно для нас самих.