Давайте поговорим о Стиве Джобсе. Знаю, знаю. Прошел год с его смерти. Что еще осталось сказать о нем, и почему так много людей по-прежнему что-то говорят?
Сотни материалов о Стиве Джобсе опубликуют сегодня. Это может показаться утомительным и излишним, а может даже и абсолютно ненужным. Вероятно, вы уже слышать о нем не можете, или вам никогда особо не нравилась продукция Apple, и вы не понимаете, вокруг чего весь этот шум. Или вы просто считаете, что при все своем гении он был ужасным человеком. Я тоже. Я понимаю вас. Но мы все живем в его тени и будем жить до конца наших дней. Так что садитесь поудобнее, потому что мы все будем говорить о Стиве Джобсе еще десятилетия.
Джобс присоединился к пантеону великих, которые продвигали науку и промышленность, продвигали само общество – современный Тесла, но признанный при жизни. Он наш Томас Форд или Генри Форд, один из тех редких людей, которые имели не только видение, но также и волю и личностную силу на то, чтобы реализовать его при помощи величайшего культурного триумфа Америки – корпорации.
И со своими корпорациями Стив Джобс не просто встряхнул отрасли; он фундаментальным образом их ранил. Он начал с компьютерных систем, затем перешел к фильмам, после к музыке и, наконец, телекоммуникациям. Даже если вы считаете его отвратительным или предпочитаете продукцию его конкурентов, глупо спорить с его влиянием и значением.
Apple явился в эру персональных компьютеров, сделав из личного увлечения свою собственную индустрию. Вы скорее всего читаете это с компьютера Windows, но именно видение Джобса изменило компьютерную индустрию, представив графический интерфейс массам. Во время своего изгнания из Apple он делал революцию в цифровой анимации в Pixar. А вернувшись, он подарил нам iPod и iTunes, которые изменили и то, как мы слушаем музыку, и то, как мы ее покупаем. И хотя вы можете предпочесть Android, именно iPhone начал смартфоновый бум. Делая все это, Джобс строил свои компании, создавал свою продукцию, а себя превращал в колосс.
Даже когда мы напрямую не обсуждаем Джобса, он все равно присутствует в наших разговорах. Если вы говорите о мобильных, вы говорите о Стиве Джобсе. Китайские копии, цифровая анимация, пользовательские интерфейсы, приложения, дизайн оборудования – даже сам рынок акций, сейчас плотно занятый Apple, это система мер, которой измеряются все остальные компании. Сейчас нет такого важного технологического продукта или услуги, которые бы не являлись результатом или реакцией на Стива Джобса. Не то что бы мы хотим продолжать говорить о нем; просто этого не избежать.
Джобс, как и титаны отрасли до него, осознал, что когда мы думаем о том, как устроен мир, мы на самом деле думаем о том, как люди его устроили. Что означает, что если вам не нравится, как устроен мир, вы можете его изменить. Что он и сделал.
Так что мы говорим о Джобсе так, как не говорим о художниках, или писателях, или ученых, или астронавтах, как ни о ком другом - кроме, вероятно, некоторых американских президентов. Он икона креативного капитализма, а таких людей наша культура делает героями. Его положение таково, что еще сотни тысяч слов будут написаны спустя много времени после того, как самый молодой из нас сгниет в земле. Не верите? Просто посчитайте, сколько слов мы по-прежнему тратим на Томаса Эдисона. Или посмотрите «Люди, которые построили Америку» (The Men Who Built America), новый фильм, который в этом месяце начинается на History Channel – о титанах американской промышленности Форде, Рокфеллере и Вандербилте.
На то есть две причины. Во-первых, людей интересуют так называемые великие люди, особенно те воротилы, которые считаются креативным классом. И во-вторых - как следствие, тут вращается много денег.
Мы сейчас переживаем раннюю стадию «Все о Стиве». Следующей фазой будет анализ того, как все изменилось с тех пор, как он умер. Мы вытащим его труп и зададим вопрос, выпустил ли бы он iOS 6 или одобрил ли бы iPad Mini, или почему Messages продолжают присылать мне котиков на телефон, когда они мне нужны на десктопе. Это уже происходит, но станет усиливаться, чем дальше мы будем уходить от его правления, и с каждым промахом Apple. Это ленивый и неизбежный аргумент, к которому мы будем снова и снова прибегать.
Отступнические выступления тоже продолжатся – эти истории в духе «а был ли Стив Джобс таким уж великим», каждое слово в которых и каждая реклама, проданная на каждой странице этого посыла, будут говорить в пользу того, что да, был. Потому что если нет, почему вы продолжаете говорить о нем?
Появятся новые тексты, которые расскажут нам о нем больше. Тех, кто его хорошо знал, посадят писать про него. Будущие поколения будут изучать, какое влияние он оказал и что он значил для нашей культуры в том смысле, какой мы пока видеть не в состоянии. Вероятно, по фильму о людях, которые построили пост-индустриальную Америку, который будет показываться на каком-то невообразимом интерфейсе, во многом являющемся потомком созданного Джобсом iPad. Как сам iPad является потомком лампочки Эдисона или радио Теслы. В конечном итоге, его наследие будет оценено и переоценено, а кое-что выяснят и новенькое.
И все это потому, что мы просто хотим понять его. Потому что мы это не он. Почти точно мы все, большинство из нас, не являемся великими мужчинами или женщинами. Мы хотим знать, как он поднялся до этого ранга и что мы можем сделать, чтобы повторить его путь. И те немногие избранные, кто обречен на величие, будут не менее очарованы и захотят посмотреть на него как на пример или как на поучительную историю. Каждый для себя что-то в Стиве найдет.
О чем мы говорим, когда говорим о Стиве Джобсе, – мы говорим о себе. Нашем отношении к нему или к тому, кем мы хотим, чтобы он был. Мы говорим о нем так, что это помогает нам понять и его, и нас самих, чтобы осознать, как ему удалось быть там наверху, пока мы застряли тут, стуча по клавишам одного из его компьютеров, нахваливая его дизайн, жалуясь на его карты. И если вы думаете, что уже слышали и прочитали все, подождите. Просто подождите.