Хаос, пробки и булыжные мостовые в Италии способны превратить поездку на велосипеде в сплошную нервотрепку. Но по мере того, как экономический кризис вынуждает итальянцев затянуть пояса, в их жизнь возвращаются велосипеды – и сумасшедшие водители, снующие мотороллеры и огромные выбоины на дорогах им не помеха.
Согласно последним данным, опубликованным ассоциацией производителей Confindustria, впервые со времен окончания Второй мировой войны количество велосипедов, проданных в Италии, превысило объемы продаж автомобилей. И даже при том, что Италия – родина таких легендарных брендов, как «Fiat», «Ferrari» и «Lamborghini», в прошлом году в стране было продано 1,75 миллиона велосипедов по сравнению с 1,748 миллиона авто.
Италия занимает одно из ведущих мест в мире по количеству автовладельцев – здесь на каждых 10 человек приходится 6 автомобилей. В послевоенной Италии семейный автомобиль стал символом индустриализации и экономического «чуда».
Но, похоже, те славные времена, когда можно было с ветерком пронестись по автостраде или с шиком прокатиться по проселочной дороге, канули в прошлое. Теперь эта роскошь многим не по карману. Цены на бензин в последнее время подскочили до 2 евро за литр и побили европейский рекорд. В результате содержание автомобиля среднего класса обходится приблизительно 7 тысяч евро в год.
Семьи вынуждены ограничиваться одним автомобилем, пользоваться автомобилем в складчину с коллегами и покупать велосипеды. В магазинах крупной розничной сети «Decathlon» по продаже товаров для активного отдыха и спорттоваров, зачастую расположенных на окраинах крупных городов, теперь по выходным толпятся покупатели. Они желают приобрести велосипеды – прочные горные внедорожники, элегантные и гламурные велосипеды-гибриды либо складные, популярные среди жителей пригородов, ездящих на работу в город.
Несмотря на опасности, подстерегающие на дороге, ездить на велосипеде дешево и удобно – в центре Рима, где я живу, проехать пару километров на велосипеде зачастую окажется быстрее, чем на такси или мотороллере.
Наряду с покупкой новых велосипедов итальянцы достали из подвалов и гаражей старые ржавые двухколесники, отремонтировали их и приспособили к городским дорогам.
В своем интервью газете «La Republica» президент итальянской федерации любителей велосипедов Антонио Делла Венеция (Antonio Della Venezia) сказал, что люди снова стали ценить удобство езды на велосипеде и почувствовали, что способствуют бережному отношению к окружающей среде. «У людей, которые еще недавно ездили на автомобиле, стал меняться менталитет. Но я не думаю, что объемы продаж автомобилей в Италии упадут до уровня, который отмечался до 2008 года».
В то время, как отмечается резкое увеличение объемов продаж велосипедов, автомобильная промышленность претерпевает самый жестокий кризис за последние десятилетия. По данным по отрасли, предоставленным компанией «Fiat», в сентябре объем продаж новых автомобилей упал на 25% по сравнению с таким же периодом 2011 года.
В прошлом месяце глава компании «Fiat» Серджио Маркионне (Sergio Marchionne) заявил, что «каждый, кто сейчас работает в европейском автомобилестроении, в той или иной мере испытывает недовольство и чувствует себя несчастным. Европейский авторынок - это бедствие».
Сейчас самая популярная модель компании – бюджетная «Panda», которая стоит около 10 тысяч евро. Но для тех семей, которые и эту скромную сумму считают неподъемной, самым лучшим транспортом может стать велосипед.