Реакция на «перенос» визита президента Владимира Путина в Пакистан довольно интересна. Конспирологи говорят о давлении со стороны Америки и Индии; кто-то объясняет это давлением США через Саудовскую Аравию. Но за последние две недели или около того произошел резкий количественный скачок в российско-пакистанских контактах. Поэтому ожидания в приятном контексте перезагрузки двусторонних отношений росли, как снежный ком. Сразу после отсрочки президентского визита Пакистан посетил российский министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, а в Россию приехал генерал Ашфак Парвез Кайани (Ashfaq Parvez Kayani). Это свидетельствует о том, что ситуация - далеко не кризисная.
Ухабистые отношения между Пакистаном и США заставили Исламабад искать противовесы и диверсифицировать свои интересы. Из-за многолетней зависимости от Америки Пакистан попал к ней в подчиненное положение сродни иждивенчеству. В настоящее время Пакистан может выступать лишь в качестве зрителя, наблюдая за политикой США и американскими требованиями. Поэтому, когда президент Обама заявил в Нью-Йорке, что ему некогда встречаться с президентом Асифом Зардари, это никого не удивило. Обама поступил точно так же и во время последней конференции НАТО в Чикаго.
Пакистан не стремится к разрыву с США в стиле холодной войны. Он просто хочет уравновесить свои отношения, конструктивно сотрудничая с другими ведущими державами. Более того, именно по настоянию Америки в конце 1990-х годов начался процесс нормализации в российско-пакистанских отношениях. В этом плане визиты в Россию бывшего президента Первеза Мушаррафа в феврале 2003-го и президента Зардари в мае 2011 года стали поворотными пунктами. Но Россия пока занимает выжидательную позицию, стремясь понять, достаточно ли серьезно Пакистан настроен на коренную перестройку своей внешней политики.
Читайте также: Россия пытается получить рычаги влияния на Пакистан
Очевидно, что Россия и Пакистан оставили позади ожесточение и обиды прошлых лет. Тем не менее, никто не ждет полной смены ролей и перехода Индии в американский лагерь, а Пакистана - в российский. Между Россией и Индией существуют исторические связи, которые вряд ли разорвутся. Соответственно, Пакистан не обойдется без США, так как Россия не в состоянии предложить Исламабаду помощь в необходимых объемах, а также содействие в вопросах обороны. Ситуация коренным образом не изменится. Обстановка в Афганистане меняется, и там интересы России и Пакистана порой совпадают. Главная цель визита Путина состояла в участии в работе четырехстороннего саммита. Вместе с тем, он должен был провести обширные обсуждения с пакистанским руководством в рамках, как он выразился, «формализации тихой перезагрузки» в российско-пакистанских отношениях.
В индийских и американских кругах появилась серьезная обеспокоенность и тревога в связи с расширением российско-пакистанских отношений. Нью-Дели и Вашингтон всеми силами пытаются замедлить темпы развития этого процесса. Несмотря на стратегический альянс с США, у Индии до сих пор существуют хорошие политические, военные и дипломатические отношения с Россией. Индии определенно неприятно то, что ее старый и испытанный временем партнер становится другом Пакистана. США также выступают против такого хода событий. Америка просто не может допустить, чтобы в этот критический момент - в ходе афганской войны - Россия сблизилась с Пакистаном и компенсировала то давление, которое на эту страну оказывает Америка.
Каковы бы ни были причины отсрочки визита, Путин расчетливо оставил двери открытыми, заявив: «Я уверен, в будущем мы найдем возможности для организации личных встреч». Однако очевидно, что в ближайшее время Путин в Пакистан не собирается.
Также по теме: Россия сталкивается с проблемами на индийском рынке вооружений
Недавно между Россией и Пакистаном были подписаны три меморандума о взаимопонимании. Несмотря на отсрочку путинского визита, это свидетельствует о том, что плановое сотрудничество между двумя странами продолжается. Россия окажет Пакистану содействие в модернизации и расширении металлургического предприятия на сумму от 300 до 500 миллионов долларов. Она также поможет в строительстве новой электростанции в Джамшоро мощностью 500 мегаватт. Россия заинтересована в участии в таких проектах, как Tarbela-4, Keyal Khwar и CASA-1000. Однако никакого прогресса на переговорах о строительстве газопровода из Ирана в Индию через пакистанскую территорию во время визита российской делегации достигнуто не было. Дипломатические источники отмечают, что Путин недоволен нежеланием Пакистана откликнуться на российскую заинтересованность в данном проекте.
Есть мнение, что Путин отложил свой визит из-за нестыковки позиций военного и политического руководства Пакистана. Однако российский главнокомандующий (так в тексте – прим. перев.) генерал-полковник Александр Постников посещал в прошлом году Пакистан. Он говорил о потенциале расширения военных связей за счет проведения совместных учений, обмена обучаемыми и инструкторами, продажи и покупки оружия.
Кроме того, в августе Москву посетил командующий ВВС Пакистана маршал авиации Тахир Рафик Батт (Tahir Rafique Butt). СМИ сообщали, что его визит является значительным событием на пути развития сотрудничества с Россией в оборонной сфере, особенно - в области ПВО. Зависимость Пакистана от американской военной техники - просто феноменальная. Пакистанские военные всегда хотели диверсифицировать источники поставок вооружений. И налаживание сотрудничества с Россией вполне определенно служит интересам военного руководства Пакистана.
Читайте также: Пакистан и Россия будут развивать сотрудничество в области торговли и энергетики
Между Пакистаном и Россией существуют великолепные отношения, основанные на общей заинтересованности в развитии двустороннего сотрудничества и совпадении взглядов на многочисленные региональные и международные проблемы. У России есть и другие причины для активизации усилий по улучшению отношений с Пакистаном. России, например, нужны новые рынки экспорта вооружений для поддержания своей экономики. Москва также испытывает беспокойство в связи с потеплением отношений Индии с США и другими западными странами в плане военных закупок.
Кроме того, Россия стремится заручиться помощью Пакистана в деле борьбы со своим мусульманским повстанческим подпольем. Она считает, что укрепление двусторонних отношений поможет в решении части этих проблем или, по крайней мере, смягчит их последствия. Афганский эндшпиль - это один из главных факторов, обусловивших сближение России и Пакистана. России, как и Пакистану, не нужны американские военные базы на территории Афганистана. Индия хочет играть определенную роль в Афганистане, и военные базы США укрепят ее позиции как американского ставленника. Спецпредставитель российского президента по Афганистану Замир Кабулов в связи с этим сказал: «Наш собственный опыт из прошлого, а также опыт других в последние годы научил нас тому, что проблемы Афганистана невозможно решить без конструктивного участия Пакистана и Ирана».
Также по теме: Министр иностранных дел Пакистана посетит Москву
Российско-американские отношения также сталкиваются с трудностями. США неоднократно отвергали российские попытки сделать ОДКБ гарантом безопасности в Афганистане. Далее, недавнее решение Москвы запретить деятельность USAID в России напомнило нам о брежневской эпохе. Россию раздражает позиция президента Обамы в вопросе противоракетной обороны в Европе. Америка своими действиями наносит мощный удар по основополагающим стратегическим интересам России. Наряду с этим, она оказывает помощь Индии в создании ее собственной системы ПРО, что ослабляет пакистанский потенциал сдерживания.
Эти факторы говорят в пользу укрепления российско-пакистанских отношений. В Пакистане в рядах самых разных политических сил существует единодушное мнение о необходимости активного развития отношений с Россией. Мы с нетерпением ждем назначения нового срока визита президента Путина. Обе страны должны приложить максимум усилий для того, чтобы предстоящий саммит принес громкий успех.
Халид Икбаль - коммодор авиации в отставке, бывший заместитель начальника штаба ВВС Пакистана. В настоящее время он преподает в колледже ВВС Пакистана, в военно-морском колледже и в исламабадском университете им. Хаида-и-Азама.