В центре внимания турецких СМИ – сирийский кризис и его последствия для российско-турецких отношений.
Издания комментируют принятие Советом Безопасности ООН резолюции по осуждению артиллерийского обстрела сирийскими войсками турецкого города Акчакале. Как отмечает Haberturk.com (5.10), текст, подготовленный под контролем России, не содержит каких-либо «резких осуждений Асада». Zaman (6.10) и Türkiye (6.10) полагают, что Россия, которая с самого начала кризиса поддерживала режим Асада, «совершающего убийства гражданского населения», впервые отступила в СБ ООН. По мнению Zaman (6.10), это объясняется чрезвычайной важностью вопроса и давлением со стороны других членов Совета.
Milliyet (6.10) и Takvim (6.10) приводят реакцию российского МИД на разрешение турецким парламентом военных операций за пределами Турции. Россия выражает надежду на то, что Турция будет вести себя хладнокровно и не станет предпринимать каких-либо шагов, которые бы обострили ситуацию в регионе. Сирийское правительство уверено в поддержке России, полагает Radikal (6.10), а также в том, что США не предпримут активных действий в регионе до проведения президентских выборов. В этой связи руководство Сирии не выражает серьезной обеспокоенности по поводу принятого турецким парламентом решения, а также заявлений официальных лиц Турции.
Многие обозреватели, комментируя позицию России по Сирии, вновь обращают внимание на необходимость для РФ иметь опорные пункты в Средиземноморье (Cumhuriyet, 8.10). Отмечается, что интересам России также отвечает сохранение влияния Ирана на Ближнем Востоке, для чего также немаловажное значение приобретает продолжение существования режима Асада.
Схожая точка зрения была озвучена министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу (Zaman, 6.10), согласно которой основным предметом споров по сирийскому вопросу для Турции и ряда других государств является вопрос о том, как будет осуществлен процесс перехода власти в Сирии. При этом подчеркивается, что Россия и Иран считают необходимым сохранить лидерство Башара Асада в данный период.
По мнению профессора Университета Йедитепе Месута Хаккы Чашина (Star 8.10), сирийский кризис создает ряд политических рисков для президента РФ Путина, связанных с возможной «ливанизацией» конфликта, упрочением положения США в регионе, расширением влияния радикальных исламистов. Представляющий для России угрозу радикализм способен распространиться на Кавказе и в тюркских республиках Средней Азии. Между тем, эксперт полагает, что Россия и Турция способны достичь компромисса по Сирии, поскольку взгляды двух стран тесно переплетаются, отличается лишь выбранный за основу метод решения проблемы. Как Россия, так и Турция, считают необходимым не допустить развития иракского или ливийского сценария, территориального раздела Сирии, доминирования радикальных религиозных групп и конфликта с Израилем. Кроме того, Россия опасается, что региональный конфликт отразится на Иране. Как отмечает обозреватель Star (8.10), отношения Турции и России, несмотря на сирийский кризис, продолжают развиваться, даже более интенсивно, нежели предполагалось.
С попыткой обострить отношения между Россией и Турцией накануне визита Владимир Путина в Турцию может быть связана и причина обстрелов в Акчакале, полагает обозреватель Milli gazete (6.10). Между тем, приходит к выводу автор, Россия усиливает свою прежнюю роль на Ближнем Востоке, и «обозначает свое присутствие в каждой политической игре».
Zaman (7.10), Zaman (8.10), Sabah (8.10) обращают внимание на прошедший в Санкт-Петербурге симпозиум под названием «Российско-турецкие отношения XXI века: от холодной войны к стратегическому сотрудничеству», на котором эксперты и деятели науки, обсудив экономические, политические и культурные отношения двух стран, пришли к общему выводу, что сирийский кризис не отразится на стратегическом сотрудничестве двух стран.
Hürriyet (7.10) со ссылкой на российских политических обозревателей отмечает, что при наличии достаточно глубоких расхождений во взглядах на сирийский кризис между Путиным и Эрдоганом очевидно, что у Москвы нет намерений «пожертвовать отношениями с Турцией» из-за сирийского кризиса.
Развивая тему набирающего обороты российско-турецкого сотрудничества, Zaman (6.10) и Dünya (6.10) обращают внимание на заявление президента Республики Татарстан Рустама Минниханова на Турецко-Татарском деловом форуме в сфере автомобильной промышленности (город Бурса, Турция), в котором Минниханов обратился к турецким предпринимателям и призвал их к осуществлению инвестиций в республику Татарстан. По мнению президента, это в дальнейшем позволит турецким производителям выйти на российский рынок. В речи президента издания акцентируют внимание на том, что для Татарстана Турция является одним из приоритетных мировых партнеров, а отношения Татарстана и Турции особенно интенсивно развиваются в сфере энергетики и автомобильной промышленности. По словам президента Ассоциации экспортеров автомобильной промышленности Орхана Сабунджу (Zaman, 6.10), в этом году экспорт в РФ в сфере автомобильной промышленности ожидается на уровне 1 миллиарда долларов. Аналогичный показатель в прошлом году составлял 930 миллионов долларов.
Star (6.10) освещает заявление председателя правления Сбербанка РФ Германа Грефа, согласно которому первым крупным клиентом турецкого Denizbank, являющегося «дочерним банком» Сбербанка, станет одна из российский компаний – «Росатом». В целом, отмечает Герман Греф, среди клиентов Denizbank в следующем году первостепенное значение будут иметь российские компании, в частности, компания «Росатом», которая является ведущим инвестором в экономику Турции и будет финансировать строительство первой АЭС Турции в Аккую.