Лейтмотивом Национального плана развития (НПР) вроде бы является экономический рывок. К сожалению, надо использовать форму – вроде бы, потому что, в самом плане обоснование этого экономического рывка довольно неясное. Вроде бы нужен этот рывок, но как его достичь, не уточняется. Наверное, это должно произойти само собой.
Неконкретность НПР в первый момент может смутить, потому, что если оценить все геостратегические плюсы и минусы Латвии, все достаточно ясно. Главный козырь Латвии – геополитическая ситуация. Латвия – страна Европейского союза, которая географически, лингвистически, а также ментально ближе всего к России. В Латвии три больших морских порта. Такова бесспорная реальность. На основании этой реальности было бы необходимо планировать базу возможного рывка
.
После восстановления независимости главным видением развития Латвии был знаменитый мост между Востоком и Западом. Однако вскоре эта идея моста столкнулась со значительным сопротивлением как внутри страны, так и за ее пределами. На внутриполитическом уровне активизировались силы, которые усматривали в этой идее геополитическую угрозу для нашего государства и борьбу против нее объявили идеологической платформой для построения своего политического благополучия.
Главной стратегической задачей Латвии был выдвинут «западный выбор» и интеграция в структуры НАТО и ЕС. Согласно этой доктрине, чем меньше у нас дел с Россией, русским языком и русскими людьми, тем сытнее будем жить. В свою очередь, за границей Латвию считали конкурентом, потому что восточный рынок с экономической точки зрения многим казался интересным, и добровольное отмежевание Латвии от восточного направления было выгодно.
Читайте также: Богатая Латвия и бедные США
Транзит обеспечивает надежность экономики
Идеология – это только надстройка экономики. Экономическое сотрудничество, в особенности этот мост, или просто – транзит Латвии все эти годы обеспечивал значительную экономическую прибыль. У Латвии хронический дефицит внешней торговли. Никогда с начала 90-х годов латвийский экспорт не превышал импорт. Именно транзит обеспечивал и по-прежнему обеспечивает позитивное сальдо внешних услуг, что минимизирует (но полностью не покрывает) влияние негативного сальдо дефицита платежного баланса текущего счета. Несмотря на политические сложности, транзит все эти годы был одним из главных факторов надежности экономики Латвии. К сожалению, транзит по-прежнему не в почете.
Для этого есть ряд политических причин. Во-первых, транзит более или менее связан с Россией и Востоком, а все что связано с этой стороной света, вызывает огромную настороженность в политических кругах. Интервьюируя политиков на экономические темы, я заметил, что они буквально срываются, когда речь заходит о возможностях экономического сотрудничества с Россией или странами СНГ. Во-вторых, транзит стал той сферой, в которой идут тяжелые политические баталии. В результате транзит стал чувствительной темой, упоминание которой в политической среде грозит неприятными сюрпризами. Может быть, именно по этой причине в НПР транзит особо не выделен? Есть также внешнеполитическая причина – основная задача НПР стать документом, на базе которого ЕС предоставит Латвии определенные средства в следующий период планирования. А выделять сотрудничество с какой-либо из стран вне ЕС, к тому же, еще не самой дружественной, составители документа, очевидно, не посчитали разумным.
Также по теме: Мнимый рост промышленного производства в Латвии
Транспорт намного важнее, чем банки
Какова роль транзита в экономике Латвии? Услуги транспорта и хранения в 2011 году составили 12,3% ВВП. Самый большой удельный вес в ВВП только у сектора торговли - 15,9% и у обрабатывающей промышленности - 14,1%. Для сравнения - удельный вес финансового (банковского) сектора и услуг страхования в структуре ВВП только 3,5%. Это значит, что важность транспортной отрасли в Латвии более чем в три раза больше важности и веса в экономике банковской системы. Что касается именно транзита, подсчитано, что от одной перевезенной тонны экономика получает примерно 10 латов. Если Латвия сейчас по железной дороге перевозит около 60 миллионов тонн грузов в год, то это 600 миллионов латов. Эти цифры мы должны помнить, когда, обсуждая госбюджет, говорим о 23 миллионах латов, которых вроде бы не хватило на повышение зарплат педагогов и другие еще меньшие расходы, отклоненные из-за нехватки денег.
Latvijas dzelzceļš (Латвийская железная дорога) - одно из крупнейших транзитных предприятий Латвии. В 2011 году только в виде налогов оно заплатило 74 миллиона латов. Надо помнить, что, в отличие от других хороших налогоплательщиков, например, Latvenergo, Latvijas gāze и телекоммуникационных компаний, Latvijas dzelzceļš, как и другие транзитные предприятия Латвии, работает в условиях очень острой международной конкуренции. Потребление жителями и предприятиями Латвии электроэнергии и газа не может существенно измениться от менеджмента предприятия или деятельности политического руководства, а транзитный сектор работает в намного более нестабильной среде. Клиенты в любой момент могут уйти к другим. Это хорошо видно на примере Эстонии. В 2006 году объемы железнодорожных грузов в странах Балтии были очень похожими (Латвия - 48,7 миллиона тонн, Литва - 50,5 миллиона тонн). У Эстонии только немного меньше – 44,4 миллиона тонн. Однако в 2008 году после событий из-за Бронзового Алеши объемы перевозимых через Эстонию грузов сократились почти наполовину – до 26,1 миллиона тонн. Эстонский транзит после этих событий так и не смог восстановиться, и в прошлом году Latvijas dzelzceļš перевезла 59,4 миллиона тонн грузов, а эстонский аналог компании – только 30,5 миллиона тонн.
Читайте также: В Латвии - жизнь, как Европе. Так ли и когда?
Безответственная болтовня несерьезных политиков
Государственное акционерное общество Latvijas dzelzceļš – одно из наиболее стабильно работающих предприятий. Даже в период кризиса падение объемов было минимальным, а показатели ликвидности предприятия - очень удовлетворительными. В большой мере это достигнуто потому, что успешный менеджмент этой компании не подвержен совершенно ненужным политическим потрясениям. Именно успешная работа Latvijas dzelzceļš и других транзитных компаний амортизировала последствия значительного экономического спада в других отраслях.
В прошлом году компания Latvijas dzelzceļš перевезла рекордно большое количество грузов – 59,4 миллиона тонн, а в этом году прогнозируется, что будет перевезено около 65 миллионов тонн. Это означает, что вклад Latvijas dzelzceļš в наше народное хозяйство возрастет еще на 50 миллионов латов. Эти миллионы латов всегда надо иметь в виду таким политикам, как министр обороны Артис Пабрикс, который позволил себе безответственно рассуждать о сносе памятника на площади Победы. Если бы политику Пабриксу надо было заплатить хотя бы сотую часть возможного ущерба, к которому может привести его популистское высказывание, то он тщательно подумал бы, прежде чем раскрывать рот. Однако так как из своего кармана платить не надо, то можно как раз наоборот зарабатывать политические дивиденды, озвучивая приятные определенной части электората рассказы, не думая об экономическом эффекте этих слов. Конечно, можно сказать, что мы не можем из-за русских денег продать честь, но в конкретном случае речь не о чести. Пабрикс не думает сносить памятник или инициировать это. Он только хочет позиционироваться перед определенной частью электората. Рисковать целой отраслью и благополучием тысяч людей ради мелких корыстных политических игр.
К счастью, министр сообщения Айвис Ронис как опытный дипломат старается свои государственные задачи выполнять ответственно, опираясь на рациональные основы и деловое сотрудничество с партнерами. Ему и политическим силам, которые отвечают за отрасль, надо помнить, что в системе Latvijas dzelzceļš занято более 12 000 человек, работа и благополучие которых в большей мере зависят от способности наших политиков поступать ответственно.
Перевод: Лариса Дереча.