Российский лидер Владимир Путин однажды сказал, что Латвии нужно было бы последовать примеру Македонии и позаботиться о пропорциональном представительстве русской общины во всех структурах власти так же, как в случае албанского меньшинства в Македонии.
Тут необходимо пояснить, что соотношение основного народа и русскоязычных в Латвии - 60:40, а соотношение славян и албанцев в Македонии - 75:25. В Латвии реализация пожелания Путина сделала бы ЛР двухобщинным государством – Латроссией - и поставила бы под угрозу выживание основного народа.
Читайте также: Прибалтика - стратегический центр между Россией и Скандинавией
А в Македонии? На портале tol.org опубликован обзор, из которого вытекает, что спор о т.н. исторической памяти угрожает только обострить отношения между общинами этой небольшой Балканской страны. Суть дела: в 2001 году, когда закончилось уже первое десятилетие государственности Македонии, там произошли вооруженные столкновения между армией и албанскими мятежниками. Такая кратковременная, но кровопролитная война. И теперь возникает вопрос: как отражать эти столкновения в школьных учебниках Македонии? По мнению основного славянского населения, это была попытка албанских террористов расколоть страну, а македонские албанцы считают, что это была справедливая борьба за права общины.
Разве такое различие во взглядах делает возможной общую национальную память, чтобы зафиксировать ее в единой учебной программе? Вряд ли… Вовсе не говоря о преобразованиях последних 100 лет на Балканах.
Следует отметить, что в Македонии коалиционное правительство, в котором (помните высказывание Путина?) представлены и македонцы, и албанцы.
Македонцы крайне возмущены тем, что 18 августа – в День Армии - министр обороны (!) Македонии албанец Фатимир Бесими возложил венок к памятнику в неком селе, где в 2001 году погибло много албанских мятежников. Парадоксально, но факт.
Также по теме: «Русское общество» в Латвии надо прихлопнуть!
Это в Македонии. А в Латвии? Историческая память у основного народа и у русскоязычных диаметрально противоположная. Одни помнят грохот советских танков в 1940 году, оккупацию Латвии и возвращение оккупантов в 1945 году. В то время как для других в 1940 году произошло «присоединение к Советскому Союзу», а в 1945 году – «освобождение от коричневой чумы», великая победа и триумф.
О том, чтобы такая разница не исчезла, заботятся рассказы родителей и дедов, и во многих русскоязычных семьях то, что написано в учебниках школ Латвии, не принимается во внимание, презирается и игнорируется.
Настоящая беда с этой исторической памятью – как в Македонии, так и в Латвии.