Президент Грузии Михаил Саакашвили признал поражение своей партии на парламентских выборах. Этот шаг превращает его страну в демократию, считает Инго Маннтойфель.
То, что президент Грузии Михаил Саакашвили так просто признал поражение своей партии «Единое национальное движение» (ЕНД) на парламентских выборах, стало маленьким сюрпризом. Он готов уйти в парламентскую оппозицию. И тем самым проявил себя истинным демократом, который согласился с выбором большинства избирателей. Таким образом, в Грузии впервые после распада Советского Союза предстоит мирная смена власти посредством демократических выборов.
Авторитарные тенденции при Саакашвили
События последних месяцев, особенно - предвыборная борьба, которая велась нечистыми методами, вызывали опасения, что после парламентских выборов ситуация в Грузии будет развиваться совсем по-другому. На Саакашвили, пришедшего к власти в 2003 году в результате мирной «революции роз», Европа и США долгое время возлагали надежды как на перспективного демократа. Его считали способным провести важные реформы и побороть коррупцию в Грузии. Но в последнее время в его политике стали усиливаться авторитарные тенденции. В числе прочего они проявлялись в обращении с политическими противниками и СМИ. Поэтому многое свидетельствовало о том, что Саакашвили так просто не выпустит бразды правления из рук.
После конституционной реформы ведущий политический пост в Грузии со следующего года будет занимать не президент, а премьер-министр, поэтому этих парламентских выборов ждали с большим напряжением. В изменении конституции многие наблюдатели видели попытку Саакашвили сохранить власть: после двух президентских сроков он в следующем году не имеет права вновь бороться за пост главы государства. Поэтому закрадывались подозрения, что Саакашвили хочет и дальше вершить судьбу Грузии в качестве премьер-министра. Но до этого, похоже, дело не дойдет.
Экзамен на демократию успешно сдан
Признание Саакашвили поражения его партии - это положительный пример не только для Грузии, но и для всего постсоветского пространства. Тем самым грузинский президент продемонстрировал, что мирная смена власти решением большинства избирателей возможна, что с ней может согласиться и проигравшая сторона. Это, кстати, - наиболее простое определение демократии. Тем самым Саакашвили сослужил добрую службу своей стране и восстановил свой, несколько подпорченный имидж демократа.
Одновременно президент Грузии возложил серьезную ответственность на выигравший выборы блок «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили. Ведь теперь Иванишвили, политические планы которого до сих пор были не совсем ясны, очевидно, станет премьер-министром и должен будет выполнить свои предвыборные обещания. А это в измученной проблемами Грузии - довольно сложная задача. Еще сложнее она станет, если 44-летний Саакашвили со своей партией создаст в парламенте мощную оппозицию. Выборы прошли - готовься к выборам: так звучит второй основной принцип демократии. Для Грузии и для всей Европы такой демократический процесс пойдет только на пользу.