Если бы Богу было угодно выполнять просьбы простых смертных, творцом которых Он значится, моя единственная просьба к Всевышнему была бы – снизить уровень гедонистического начала у грузинского этноса. Излишний гедонизм не такое безобидное качество, как это может показаться на первый поверхностный взгляд. Именно избыток гедонизма ответственен за столь высокий уровень предательства, коллаборационизма и безответственного благодушия значительного количества грузин, о чем свидетельствуют мрачные страницы более чем двухтысячелетней истории страны. Здесь, как это ни прискорбно признать, Грузия всегда была в лидерах среди народов, имевших и имеющих свою государственность. Мне могут возразить, мол, не все же такие. Да, безусловно, не все, но тот процент, который зафиксировала нам история, – это очень много. Предатели есть у всех народов, но у успешных наций их количество не превышает порога, когда они начинают править балом.
Итоги прошедших парламентских выборов удручают не потому, что проиграла команда реформаторов во главе с Саакашвили, а потому, что не выиграла команда более успешных реформаторов по причине полного отсутствия таковой в политическом спектре современной Грузии. В 1801 году, вскоре после смерти последнего царя Гиоргия XII, Грузия потеряла свою государственность и, стало быть, независимость. Лишь 203 года спустя Грузии удалось восстановить свою государственность после «революции роз».
Даже Демократическая Республика Грузия 1918 – 1921 годов была независимым государством лишь номинально без устоявшихся государственных институтов и без официального признания Лигой Наций. А то, что было при Гамсахурдия и Шеварднадзе – это вообще не может называться государством. Саакашвили и его единомышленники воссоздали грузинское государство и боролись, чтобы независимое de jure государство превратить в независимое de facto, но не успели. В чем был их просчет – об этом будет сказано ниже.
Что можно сказать о людях, голосовавших за оппозицию и ее лидера? Эта многочисленная публика очень разношерстна. Это люди – носители разных взглядов и менталитета, разного уровня образования, разного воспитания и нравственного начала, разного возраста и разного жизненного кредо. Что же объединило этих людей? Их объединила не высокая позитивная идея, а резко негативное отношение к действующему президенту. В этом слабость оппозиции, которая неминуемо скажется в дальнейшем.
С другой стороны, такое объединение многое говорит о самих участниках. Для них причины любых событий в обществе исчерпываются желаниями действующих лиц. Они не признают наличия каких-либо объективных факторов и закономерностей в жизни общества. Анализ глубинных причин явления находится за пределами их представлений и мыслительных возможностей. Такое «простомыслие» и примитивное восприятие картины мира толкают их к простым решениям и рецептам, которые всегда оказываются радикальными. Эти люди нечувствительны к логическим противоречиям и из фактов делают тот вывод, который им приятен, а не тот, который истинен.
Опираясь на такую логику самообмана, часто одновременно исповедуют взаимоисключающие положения. Дорожат своей слепотой и реальность соглашаются признавать только на собственной шкуре. Есть еще одна страшная категория граждан – полуобразованные люди, – это наиболее реакционная, наиболее внушаемая и, посему, наиболее активная и агрессивная часть общества. Они не отягощены сомнениями, им все ясно, они все знают, «конец своего кругозора принимают за конец света». В советское время учебные заведения массово штамповали таких образованцев.
Следует отметить, что такое положение вещей не является особенностью грузинского общества – таковым является любое человеческое сообщество в мире. Блестящие философы нашего времени М. Мамардашвили и А. Пятигорский считали, что доля мыслящих людей на нашей планете не превышает одного процента. К сожалению, все говорит о том, что они близки к истине.
Итак, народ, ослепленный ненавистью к Саакашвили, проголосовал за силу, которая уверенно и нахраписто поведет Грузию в прошлое под опробованную убаюкивающую ура-патриотическую риторику и демагогию. Конечно, выбор сегодня принадлежал народу, но важно понимать, что и последствия этого выбора тоже будут принадлежать народу. Пройдет не так много времени и сторонники Иванишвили сперва разочаруются в нем, а потом воспылают к нему такой же слепой ненавистью (хотя, в чем он виноват?!). Но ситуация будет не симметричной сегодняшней и избавиться от Иванишвили посредством честных и прозрачных выборов уже не удастся.
О возвращении Абхазии и Самачабло в лоно Грузии можно надолго забыть. Россия согласиться вернуть эти области только тогда, когда станет контролировать Грузию столь же основательно, как сегодня она контролирует означенные области. Думать иначе – это напрочь не понимать суть России. Но массы верят обещаниям, потому что масса – это всегда немыслящее образование. Ведь обыватели не мыслят историческими категориями (и не должны, кстати, мыслить, ведь такова природа любого общества). Они оперируют другими понятиями, типа: плохой – хороший, добрый – злой, любит – не любит, справедливый – несправедливый, наш – не наш - и тому подобными. Иными словами, они вовлечены в ближнее взаимодействие с себе подобными.
А на дальнодействующее взаимодействие с действительностью, где только и возможно вскрывать причинно-следственные связи, действующие в обществе, они не способны. А без этого у обывателя остаются только две возможности – верить или не верить, что он и делает. Сегодня он верит, когда вера не оправдается, перестанет верить и будет утверждать, что его обманули. Вот такое пассивно-бездумное отношение к жизни.
Мне пришлось быть в Грузии в преддверии первых выборов после провозглашения независимости. Я был в шоке, когда, развернув газету, увидел число партий (их было 25 и первые 5 пунктов их программ практически совпадали), собиравшихся принять участие в выборах. В то время как в Эстонии, например, в первых выборах участвовал один «Народный фронт», то есть, в эстонском обществе и элите имелось понимание того, что становление независимости только начинается, и нет более важного фактора в этой борьбе, чем единство всех политических сил. В Грузии же, как не было этого понимания тогда, так и не возникало в последующие годы.
Наблюдая со стороны в течение многих лет за политической жизнью Грузии, легко можно было видеть как одни озабочены сомнительным политическим наследием З. Гамсахурдия, другие ностальгируют по Э. Шеварднадзе, третьи окрылены личностью И. Окруашвили и все вместе раздражены президентством М. Саакашвили. Были даже такие скорбноголовые, которые поддерживали штурмовика И. Гиоргадзе или неадекватного Ш. Нателашвили. И всегда возникал один и тот же вопрос: есть ли в среде грузинского активного общества люди, которые озабочены судьбой самой Грузии? Пока мне не удалось получить ответ на этот вопрос, во всяком случае положительный.
В ближайшее время подымающаяся пена вынесет на поверхность людей такого типа и достоинства как Нино Б. или Леван Г. и даже такого неповторимого сочетания как Г.Х. Процесс будет идти быстро, но не спеша, как того требуют азы самой примитивной политтехнологии. Вот уже господин Таргамадзе, чья партия получила 2% голосов, требует, чтобы партия, которая получила 40%, т.е. в 20 раз больше, самораспустилась. Единственный вопрос, который в этой ситуации возникает, когда господин Таргамадзе последний раз проходил медицинское освидетельствование?
Господин Иванишвили в качестве аргумента, что он не кремлевский проект, приводит факт вложения 1.7 миллиардов долларов в Грузию. Другими словами он, фактически, хочет убедить нас, что Путин клинический идиот. Могу согласиться, что Путин политический монстр, но никак не идиот. Господин Иванишвили, вы потратили 1.7 миллиардов именно для того, чтобы сохранить свои остальные честным и непосильным трудом заработанные деньги в криминальной России.
Каковы же самые существенные причины, которые завели беспрецедентные по замыслу и масштабу реформы Саакашвили в тупик отторжения значительной частью общества? Я говорю беспрецедентные, так как, чтобы перечислить количество успешных коренных реформ в отсталых странах, пальцев одной руки слишком много.
Итак,
– Саакашвили неверно оценил долю мыслящих людей в стране;
– президент во многом пытался опираться на патриотические чувства граждан, однако, если не путать патриотизм с ура-патриотизмом, то таких граждан, мягко выражаясь, не подавляющее большинство;
– власть не учитывала, что доля людей, которые смотрят на окружающий мир через желудочно-кишечный тракт, неоправданно высока, когда в стране идут столь фундаментальные реформы;
– власть не вела серьезную масштабную разъяснительную и просветительскую работу с населением для его сплочения, причем, я не имею в виду примитивную пропаганду;
–беззастенчивая, лживая и безответственная пропаганда площадной оппозиции, у вождей которой большой опыт торговли родиной, не получала адекватного пропагандистского отпора.
Вышеперечисленное позволяет сформулировать главную причину возникшей тупиковой ситуации – в грузинском обществе не было, нет и в ближайшей перспективе не просматривается достижение национального единства. А это необходимое, хотя и не достаточное, условие для успешного проведения фундаментальных реформ в любой стране, что следует рассматривать как аксиому.
Я не касаюсь внешних неблагоприятных факторов, повлиявших на процессы в стране, не потому, что они не важны, а потому, что их имело бы смысл анализировать, лишь когда внутри страны общество адекватно реагирует на внешние вызовы, а не находится в состоянии разброда.
Таким образом, как это ни печально, подтверждаются слова знаменитости, который хорошо разбирался в таких вопросах:
«Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу». (Н. Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Кн. I, гл. XVI).
Я начал сие изложение с просьбы, с которой я обратился бы к Богу. Но, увы, Бог существует не для того, чтобы выполнять чьи бы то ни было просьбы. Поэтому я призываю всех вас, впадая в политический экстаз, помните, что кроме Саакашвили и Иванишвили есть еще страна Грузия.
P.S. Вероятнее всего, очень многие в Грузии, прочитав этот текст, возмутятся и даже сочтут его оскорбительным. Как человек, родившийся в Грузии, любящий страну и народ, и не безразличный к ее судьбе, в этот критический период жизни грузинского народа, единственное чем я могу помочь ему, – это сказать то, что я сказал.