Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа прекратит свое существование без программы «Эразмус»

© Фото : коллаж ИноСМИЕвропа и Евросоюз
Европа и Евросоюз
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Угроза нависла сегодня над международной образовательной программой «Эразмус» – одним из символов европейской интеграции. То, что три или четыре года назад показалось бы абсолютно невозможным, сегодня, в кризисные времена, вполне может стать реальностью. За 25 лет своего существования программа изменила систему образования и менталитет европейских студентов.

Угроза в виде самолетов-беспилотников, напоминающих «летающие ножницы», нависла сегодня над международной образовательной программой «Эразмус» – одним из символов европейской интеграции.

То, что три или четыре года назад показалось бы абсолютно невозможным, сегодня, в кризисные времена, вполне может стать реальностью. Не стоит повторять здесь и сейчас, что за 25 лет своего существования программа «Эразмус» по обмену студентами и преподавателями между университетами Европейского Союза и других стран изменила систему образования и менталитет европейских студентов. Возможно, стоит упомянуть тот факт, что эта программа сыграла значительную роль в распространении идеи единой Европы и утверждении в сознании людей понятия европейской идентичности.

Студенты, получающие стипендии в рамках программы «Эразмус», а также их родственники, которые приезжают к ним в гости или принимают их друзей у себя дома, осознают в полной мере, что значит быть европейцем. Такие студенты смогли не только выучить другие языки, но и найти взаимопонимание в европейских кругах, пытаясь приобрести минимальный словарный запас для поддержания разговора. Программа «Эразмус» способствовала развитию дружбы и любви между представителями разных национальностей, а также образованию истинно европейских семей, в которых дети, например, ходят в школу в Гренобле, имея при этом бабушек и дедушек в Валенсии и Берлине.

«Когда же это так испаскудилась Перу?» − спрашивает Сабалита – герой романа перуанского писателя Марио Варгаса Льосы «Разговор в “Соборе”».

А когда это произошло с Европой?

Хотелось бы вновь обратиться к идее Европы, которой была посвящена лекция Джорджа Штайнера, прочитанная в 2004 году и опубликованная испанским издательством Сируэла в 2007 году. Штайнер выделяет пять аксиом, определяющих, по его мнению, европейскую идентичность:

1) кафе, которые играют роль места обмена идеями;

2) пейзаж, которым можно наслаждаться во время прогулок;

3) улицы, названные в честь известных ученых, художников и писателей;

4) двойное наследие (в философском, теологическом и политическом плане), оставленное Древней Грецией и Иерусалимом;

5) и, наконец, так называемое эсхатологическое самосознание, в соответствии с которым Европа «интуитивно почувствовала бы, что однажды она погибнет под тяжестью собственных завоеваний, богатства и сложных исторических событий».

Штайнер озвучил эти идеи в 2004 году, до того, как Европа совершила две непоправимые ошибки на референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005-м, когда проект единой Конституции ЕС был отклонен. Это поставило крест на возможности политической интеграции Европы, то есть формирования такой Европы, где, помимо рынков и технократов, простые граждане могли бы влиять на положение дел.

С Грецией – страной и философским наследием – скоро будет покончено. Угроза закрытия программы «Эразмус» выходит за рамки системы образования, так как на карту ставится сама идея Европы. Рынки, то есть - капиталисты, хотят положить конец идее Европы – идее процветающего государства, идее защиты прав человека.

Мы стоим на пороге новой гражданской войны в Европе. Самолеты-беспилотники, напоминающие летающие ножницы, пришли на смену немецким танкам периода Второй мировой войны. Правительства разных стран капитулируют перед Рейхом, дают добро на бомбардировки беспилотников и стремятся подавить любые антиправительственные выступления с помощью силы и законов. Так как же организовать сопротивление?