Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перспективы российско-грузинских отношений при новом правительстве Грузии

Москва и Тбилиси не меняют позиций по поводу Сухуми и Цхинвали

© коллаж ИноСМИГрузинский миллиардер Бидзина Иванишвили
Грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одним из предвыборных обещаний лидера коалиции «Грузинская мечта» было урегулирование отношений с Россией – при этом не изменяя курс Грузии, направленный на интеграцию страны в евроатлантические структуры. Представители партии Саакашвили не раз ставили под вопрос данное утверждение, заявляя, что подобный сценарий невозможен из-за несовместимости с стратегическими целями России.

В победившей на парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта» на данном этапе не рассматривается вопрос восстановления дипломатических отношений с Россией. Об этом заявила журналистам кандидат на пост грузинского министра иностранных дел Майя Панджикидзе.

«Говорить о восстановлении дипломатических отношений со страной, которая завоевала 20% территорий Грузии, пока невозможно, и мы этот вопрос не рассматриваем», – заявила Панджикидзе 10-го октября.

Ранее, в интервью телеканалу «Маэстро» Панджикидзе отметила, что «рецепта улучшения отношений [с Россией] пока нет» и что, скорее всего, на текущем этапе речь будет идти о восстановлении российско-грузинских культурных и экономических связей. В то же время, по словам будущей главы грузинского МИДа, хотя Грузия открыта для переговоров, в плане территориальной целостности страны новое руководство Грузии не пойдет на компромисс.  »Никаких уступок не будет, ни пяди грузинской земли», –  отметила Панджикидзе.

Одновременно, кандидат на пост министра реинтеграции Грузии Паата Закареишвили сделал заявление по поводу того, что он намерен внести инициативу в парламент по поводу «пересмотра» некоторых пунктов закона «об оккупированных территориях» принятого предыдущим парламентом в 2008 году, при этом сам закон, по словам Закареишвили, останется в силе.

«Закон должен существовать, однако санкции необходимо свести к минимуму, так как мы должны максимально способствовать передвижению населения, грузов и иностранцев в зонах конфликта... Некоторые организации заявляли, что этот закон ограничивает им передвижение. Это ограничивает передвижение и, к примеру, проживающим в Гали крестьянам, которые переходят в Зугдиди и продают орехи – этим они нарушают закон. В целом, в этом законе много несправедливых позиций», – отметил Закареишвили  8-го октября.

Примечательно, что российское внешнеполитическое ведомство не раз выступало с критикой данного закона. МИД РФ призывал российских граждан воздержаться от поездок в Грузию ввиду «отсутствия безопасности», обосновывая это тем, что из-за действия в Грузии закона «Об оккупированных территориях», лица, в паспортах которых имеются отметки абхазских и югоосетинских пограничников, при посещении Грузии несут уголовное наказание за незаконное пересечение государственной границы. По данному закону, въезд в Абхазию разрешается только со стороны Зугдиди (западная Грузия), а на территорию Цхинвальского региона – только со стороны Гори (восточная Грузия).

Если поездка в оккупированные регионы Грузии носит туристический характер, правонарушителю грозит денежный штраф, но если такой человек посетил отколовшиеся регионы с целью сотрудничества с сепаратистскими правительствами, его могут лишить свободы.

Напомним, одним из предвыборных обещаний лидера коалиции «Грузинская мечта» было урегулирование отношений с Россией – при этом не изменяя курс Грузии, направленный на интеграцию страны в евроатлантические структуры. Представители партии Саакашвили не раз ставили под вопрос данное утверждение, заявляя, что подобный сценарий  невозможен из-за несовместимости с стратегическими целями России, направленными против расширения НАТО на восток.

«Иллюзорная мечта»


В свою очередь, глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что Россия не намерена идти на какой-либо компромисс по вопросу Абхазии и Южной Осетии.

«Каких-либо переговоров о судьбе Абхазии и Южной Осетии мы с Грузией, как и ни с кем другим, вести не будем, потому что судьба этих республик была решена их народами, высказавшимися за независимость... Россия определила свою позицию, признав их независимость, поскольку в конце августа 2008 года стало очевидно, что это единственный путь обеспечить безопасность Южной Осетии и Абхазии, а возможно, даже выживание народов этих двух стран», – заявил министр иностранных дел России 9-го октября.

«Мы рассчитываем, что новые власти в Грузии, когда они будут сформированы, будут проводить линию на нормализацию отношений со всеми соседями, включая Россию, Абхазию и Южную Осетию», – пояснил Лавров.

Цхинвали и Сухуми также прокомментировали перспективы отношений с Грузией при правительстве Иванишвили и заявили, что готовы к переговорам на равных условиях.

«Будем мы или не будем сотрудничать с новыми властями Грузии, зависит от того, каким образом они будут выстраивать политику. Мы будем, прежде всего, добиваться того, чтобы Грузия признала независимость Республики Южная Осетия», – заявил в Москве министр иностранных дел Южной Осетии Давид Санакоев 9-го октября.

«Мы будет разговаривать с теми, кто пришел и придет к власти, только на равных. Если грузинская мечта заключается в том, чтобы вернуть Абхазию – это иллюзорная мечта. Если мечта заключается в подписании мирного договора – тогда можно это обсудить. Мы живем по Конституции, в которой записано, что Абхазия – демократическое независимое государство, и ревизии не подлежит ничего из того, что касается нашей страны, ее будущего. Это мнение не только политического руководства Абхазии, это мнение всех наших граждан», – заявил лидер Абхазии Александр Анкваб 8-го октября.

Примечательно, что очередной раунд переговоров по безопасности и стабильности на Кавказе с участием представителей ООН, Евросоюза, ОБСЕ, США, Грузии, России, Абхазии и Южной Осетии пройдет в Женеве 11-12 октября.
 
«Сложный и долгий процесс»

Руководитель программы по предотвращению конфликтов в Международном центре по конфликтам и переговорам Тина Гогелиани считает, что риторика коалиции Иванишвили на данном этапе в большей степени подразумевает нормализацию отношений с Россией, а не решение всех существующих проблем, включая признание Москвой независимости двух грузинских регионов. «Мне кажется на данном этапе, ввиду полного отсутствия связей с Россией, реальное восстановление торговых и культурных отношений. Решение проблемы с Сухуми и Цхинвали – это следующий этап, и он, скорее всего, наступит нескоро», – сказала Гогелиани в интервью с «Голосом Америки».

Что касается возможного пересмотра Грузией некоторых статей закона «об оккупированных территорий», то это, по мнению эксперта, не будет иметь осязаемого эффекта для решения ключевых разногласий с Цхинвали и Сухуми. В то же время, Гогелиани не исключает, что смягчение некоторых пунктов закона будет иметь позитивный эффект для динамики отношений с властями отколовшихся регионов. «Скорее всего, данные шаги получат позитивную оценку, но это не сможет стать предпосылкой компромиссов со стороны Цхинвали и Сухуми», – полагает эксперт.

Тина Гогелиани признает, что у российского руководства была личная неприязнь к Саакашвили, но в то же время считает, что смена власти в Грузии не повлияет на стратегические интересы России, которые, в том числе, подразумевают сохранение влияния на Южном Кавказе, включая оккупированные территории Грузии.

Что касается планов Иванишвили по нормализации отношений с Россией, эксперт полагает, что прорыв возможен в том случае, если новое руководство Грузии сможет убедить Москву: евроатлантические стремления Грузии не подразумевают угрозу России. «Это будет очень сложно, так как у России абсолютно твердая позиция по данному поводу, но все зависит от дипломатических навыков команды Иванишвили, хотя с точностью можно сказать, что процесс будет очень сложным и долгим», – сказала Гогелиани в заключение.