В начале августа, в канун четвертой годовщины войны между Россией и Грузией в интернете появился фильм «Потерянный день», в котором высокопоставленные ветераны Вооруженных сил (ВС) РФ обвинили тогдашнего президента России Д.Медведева в нерешительности при принятии решения касательно «ответных действий на грузинскую агрессию против жителей Южной Осетии». В фильме прямо говорится о том, что если бы не «пинок в мягкое место» президенту Д. Медведеву и министру обороны А. Сердюкову со стороны занимавшего тогда пост премьер-министра В.Путина из олимпийского Пекина, было бы потеряно еще больше времени и жизней. Тогдашний начальник российского Генштаба Ю. Балуевский сожалеет в кадре о том, что Д.Медведев медлил с приказом действовать в соответствии с планом удара по Грузии, который был подготовлен еще в 2006 г.
В.Путин мог не обратить внимания на этот фильм, но, комментируя представленные в «Потерянном дне» факты, президент России подтвердил, что Москвой действительно был подготовлен план отражения возможной грузинской агрессии, в соответствии с которым велась подготовка южноосетинских ополченцев. План был подготовлен Генеральным штабом в конце 2006 – начале2007 г. И согласован с главой государства. Данное заявление можно рассматривать как оплеуху Д.Медведеву, который неоднократно публично подчеркивал, что Россия начала военные действия против Грузии только летом 2008 г. после получения «достоверной информацию об агрессии этой страны, направленной против мирных жителей Южной Осетии».
После того, как пресс-секретарь Д. Медведева Н.Тимакова пояснила, что высказавшие в фильме свое мнение офицеры просто завидуют его успеху в военном конфликте, казалось, что дискуссия окончена. Однако девятого августа сего года В. Путин опроверг утверждение Д.Медведева о том, что в августе 2008 г. ВС России в Грузию направил президент, а он (Путин) был подробно проинформировано происходящем лишь спустя сутки после начала конфликта. Также В.Путин сообщил о том, что в начале августа 2008 г. он вместе с другими должностными лицами «около трех дней» обсуждал вопрос военных действий против Грузии, а непосредственно перед вмешательством России в конфликт дважды звонил Д.Медведеву из Пекина.
Такая хронология событий позволяет сделать несколько выводов. Оценивая политическую карьеру В. Путина, можно заметить, что он избегает самостоятельного принятия ключевых решений: зачастую выжидает, пока решение вопроса предложит политический контекст. Фильм «Потерянный день» можно рассматривать в качестве такого контекста, который создал В. Путину основу для достижения своих политических целей.
Ни для кого не секрет, что в России события, касающиеся политиков высокого ранга, не происходят без ведома Кремля. Поэтому маловероятно, что вышеупомянутая «документика» могла быть создана без согласия «сверху».
Прежде всего следует отметить тот факт, что после появления фильма В. Путин указал Д. Медведеву на его место в кремлевской иерархии. Нынешнему премьер-министру дали понять, что в тандеме его роль второстепенна, а его политические амбиции могут простираться ровно настолько, насколько они будут приемлемы для президента. При этом В. Путин публично поддержал своего премьера: в сообщении для печати, которое в середине августа этого года подготовила пресс-служба президента, было сказано, что решение о начале войны с Грузией принимал Д.Медведев, а создатели подобных фильмов только выдумывают несуществующие разногласия в сегодняшней российской власти.
Появление фильма и высказывания В. Путина показывают, что внутренняя политика для него важнее международных обязательств России. Признание в том, что южноосетинских ополченцев с 2006 г. готовили по разработанному Россией плану, позволяет обвинить в этнических чистках проживавших на тот момент на территории Южной Осетии грузин высокопоставленных российских военных.
Тот факт, что В. Путин решился раскрыть новые скандальные подробности войны с Грузией, говорит и о том, что его совсем не пугает критика со стороны Запада по этому вопросу. Скорее наоборот – подобного рода заявления можно рассматривать как косвенное предупреждение в адрес критикующего позицию России по Сирии и Ирану международного сообщества о том, что Москва подготовила планы военных действий и с другими странами (и они необязательно лучше того, который был реализован в Грузии).
Как бы там ни было, такая политика В.Путина работает. С одной стороны, Россия упорно придерживается непримиримой позиции в вопросе признания независимости сепаратистских грузинских регионов и недопустимости вмешательства во внутренние дела Сирии. С другой – видно, что Д. Медведев, которого отдельные эксперты считали потенциальным соперником В. Путина, принял предложенные президентом условия политической игры.
Короче говоря, с появлением фильма «Потерянный день» перераспределение рычагов власти идет по плану главы государства. Дальнейшее развитие событий будет зависеть отрешения сирийского и иранского вопросов (от того, какая роль в этих процессах будет принадлежать России и как к ней отнесется российское гражданское общество), от результатов предстоящих выборов в шести российских регионах (от позиций «Единой России») и так далее. Ясно одно – процесс укрепления политической власти В.Путина не будет таким гладким, как ему хотелось бы. Поэтому не исключено появление других политически ангажированных продуктов, таких как «Потерянный день», адресованных российскому гражданскому обществу и/или политическим кругам страны.