Да, Евросоюз способствовал укреплению мира. Европейцы могут гордиться тем, что они получили за это Нобелевскую премию. Однако не стоит заниматься этим слишком долго. Ведь настоящее показывает: если возникает серьезная ситуация, то эти страны не способны действовать совместно. Быстро развивающимся странам в Латинской Америке, Азии и Африке Европа показывает пример того, как они не должны поступать.
Евросоюз в качестве лауреата Нобелевской премии мира? Эта куча спорящих между собой более или менее обанкротившихся государств, самый крупный проект которых - валютный союз - находится на грани того, чтобы взлететь на воздух? Мы стали свидетелями очередного неоднозначного решения норвежского Комитета, которому следует опасаться того, что скоро его перестанут серьезно воспринимать.
Однако нобелевские присяжные уже хронически настроены на то, чтобы поступать вопреки господствующему мнению. И в случае с Бараком Обамой люди во всем мире, качая головой, спрашивалиь, в чем же именно состоял тот вклад в сохранение глобального мира, который внес в 2009 году тогда еще новый американский президент? Он кое-что обещал. Но факт остается фактом: в Афганистане свирепствует война, а лагерь «Гуантанамо» так и не был закрыт.
Но на втором уровне награждение Европейского Союза имеет определенный смысл. Это связано с тем, что вот уже более 60 лет существует мир в Европе, между странами, которые на протяжении веков вели друг с другом кровопролитные войны, и это во многом связано с той работой по объединению, которую проделали такие провидцы, как Робер Шуман (Robert Schuman), Жан Монне (Jean Monnet) и Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer). И было неслыханным то, что эти государства согласились добровольно подчиниться общей верховной власти.
Европа добросовестно предпринимает усилия
Нельзя себе представить, как выглядел бы этот континент, если бы такие государства, как Франция, Германия и Великобритания с их весьма противоречивыми интересами и отсутствием сдерживающих тормозов, сталкивались бы друг с другом. Достижение мира достойно похвалы, и европейцы пару дней вполне могут этим погордиться.
И Европа добросовестно предпринимает усилия для того, чтобы привнести это состояние в остальной мир. Политики в Брюсселе не устают указывать на те козыри, которые Евросоюз способен разыграть в глобальных конфликтах: речь идет о часто цитируемой «мягкой силе», делающей ставку на дипломатию, на помощь в области развития, на усиление гражданского общества. Евросоюз оказывает сдерживающее влияние в атомном споре с Ираном, он принимает все более активное участие в израильско-палестинском конфликте, а также расширяет взаимодействие с новыми арабскими демократиями. Европейский Союз более или менее успешно завершил свои миссии на Балканах, а также в районе Африканского Рога.
Огромные различия
И все-таки Европейский Союз, скорее, не играет ведущей роли в поисках мира во всем мире, и, как представляется, в обозримом будущем в этом отношении ничего не изменится. На самом деле не только горький опыт кризиса евро показал, что европейцы, если возникает серьезная ситуация, не способны действовать совместно, и своя рубашка оказывается для них в таком случае намного ближе к телу, чем европейские интересы.
Принципиальные политические различия, проявляющиеся в настоящее время, но всегда существовавшие в скрытом виде, остаются огромными. Они касаются философии экономики, роли государства, будущего общества благосостояния, обороны. По всем этим линиям проходят трещины. Британцы держатся в стороне, французы хотят укрепления государства, а немцы влюблены в идею недостижимой европейской федерации. А Южная Европа воспринимает себя жертвой Севера, застывшего в режиме экономии.
Быстро развивающимся странам Латинской Америки, Азии и Африки Европа показывает пример того, как они не должны поступать. Теперь уже ни один крупный регион мира не будет спешить с введением общей валюты.