Госсекретарь Хиллари Клинтон готовится к поездке в западные Балканы. Влияние Соединенных Штатов и Европейского Союза в регионе уменьшилось, и такие заинтересованные страны, как Турция, Россия и Израиль, проявляют все большую активность на Балканах. Проблемы и неопределенность в регионе обострились с кризисом евро. На Балканах идет нестабильный переход от сравнительно хорошо определенной системы безопасности к неопределенному положению, сопровождающийся выходом на арену новых сил и игроков, которые становятся все более важными, потому что старые игроки в лице США и ЕС теряют интерес и влияние.
Период от момента подписания Дейтонских соглашений в 1995 году до объявления независимости Косово в феврале 2008 года называется «Американским миром» на Балканах. Тогда все основные игроки европейской политики согласились с мерами безопасности на Балканах, определенными Вашингтоном. Важно подчеркнуть, что Москва тоже одобрила существенные элементы плана Соединенных Штатов, разработанного для обеспечения стабильности на западных Балканах, а также Дейтонские соглашения, Резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН, чтобы положить конец конфликту в Косово, и Охридское соглашение 2001 года в Македонии. Это международное согласие о политике на Балканах и структуре безопасности нарушилось, когда Косово объявило о своей независимости. Москва не раз заявляла, что не признает независимость Косово. В Европейском Союзе также нет единодушия по этому вопросу, пять членов ЕС отказались признать независимость Косово.
Из-за отсутствия международного согласия в вопросе о том, какова должна быть структура безопасности в западных Балканах, у Соединенных Штатов нет дипломатических, экономических и военных средств для продвижения позитивных изменений в регионе. Потеря Америкой лидерства на Балканах совпала с кризисом зоны евро, вследствие чего Брюссель не представил ясного плана интеграции региона. Нет и стимулов для структурной политики. Македония тщетно ждала с 2005 года начала переговоров о присоединении. Во всем регионе царит страх, что после того как Хорватия войдет в ЕС в середине 2013 года, дальнейшее расширение ЕС будет заморожено, по крайней мере, на ближайшее десятилетие. Ясным примером потери влияния ЕС в регионе служит недавнее решение Болгарии не входить в зону евро.
Конец «Американского мира» на Балканах и поглощенность Европейского Союза своими проблемами создали вакуум в юго-восточной Европе. Как всегда политика отвергает вакуум, и некоторые новые державы торопятся его заполнить. В последние годы в этом регионе выросло влияние России, Турции и Израиля. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган решил занять агрессивную исламистскую/неооттоманскую позицию в ущерб амбициям Турции, стремящейся к присоединению к ЕС. В это время Россия приняла некоторые меры по спасению Кипра, пытается использовать Грецию, чтобы найти выход для российского флота. Россия — основной источник инвестиций в Боснии и Герцеговине, ее главная цель — строительство южного газопровода. Но самое интересное развитие получила растущая роль Израиля в регионе.
Чтобы компенсировать растущее охлаждение в отношениях с Турцией, Израиль активно ищет новых балканских союзников. Частью этого плана стало военное сотрудничество с Грецией, развитие более тесных отношений с сербско-боснийским сообществом, с Республикой Сербской. В ближайшем будущем предполагается укрепление связей Израиля с Болгарией, Румынией и Сербией. Из-за отсутствия международного согласия по новой структуре безопасности на Балканах, из-за того, что политика Вашингтона сконцентрирована на Ближнем Востоке и в Азии, а Европейский Союз борется с экономическим кризисом, проблемы на Балканах будут продолжаться, им не будет уделяться достаточное внимание как в 1995-2008 годах. Босния, как и 20 лет назад, не может решить свои политические и институциональные проблемы. Косово разделено изнутри и не признано большей частью международного сообщества (среди них два члена Совета Безопасности ООН и стран БРИК).
Межэтнические отношения в Македонии ухудшаются. Диспут с Грецией по поводу названия препятствует интеграции Скопье. Новое сербское правительство должно больше делать для удовлетворения требований Вашингтона и Брюсселя. В то время как Госсекретарь Клинтон отправляется с визитом на Балканы, политический вызов Соединенным Штатам заключается в понимании происходящих перемен в Восточной Европе и выработке соответствующей политики. Стратегической целью Соединенных Штатов в прошлое десятилетие было присоединение стран юго-восточной Европы к ЕС и НАТО. Эта цель все еще достижима, но нужно делать гораздо больше, а не ограничиваться лекциями американских дипломатов местным функционерам и случайными визитами государственных деятелей США, приезжающих с пустыми карманами. Нужен чуткий и умный американский политик, понимающий, что стабильность на Балканах зависит от регионального согласия.