И научные журналы, и сами ученые, понятное дело, являются поборниками научного прогресса. Но, оказывается, прогресс не всегда несет с собой благо. И вот вам пример: на прошлой неделе Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США, расположенная в Роквилле (штат Мэриленд), объявила о выдаче лицензии на новую технологию обогащения урана с помощью лазера. В отличие от традиционных технологий, метод лазерного разделения изотопов более дешев и эффективен, однако у политиков он вызывает озабоченность, поскольку таит в себе потенциальную угрозу. Словом, решение Комиссии удачным не назовешь и поэтому она должна пересмотреть порядок лицензирования ядерных технологий, дабы принимаемые ею решения учитывали более широкий круг факторов.
Как известно, для нужд ядерной энергетики и для производства ядерного оружия необходим обогащенный уран с повышенным содержанием изотопа урана-235. В соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия 1970 года, государства имеют право на обладание системами обогащения урана, при этом большинство таких систем должно подлежать строгому надзору. Если страна заявляет, что указанные мощности используются в мирных целях, то они подлежат инспекции Международного агентства по атомной энергии – специалисты МАГАТЭ должны убедиться в том, что материал действительно не используется в военных или преступных целях. Кроме того, разведслужбы разных стран обязаны зорко следить за тем, что делается в ядерной области государств-союзников и противников.
Читайте также: Конец программе Нанна-Лугара?
Скрыть от посторонних глаз современные производства, специализирующиеся на отделении урана-235 от более тяжелого и стабильного изотопа – урана-238, довольно-таки сложно, поскольку для применения традиционных технологий обогащения нужно, как известно, строить огромные газодиффузионные заводы, или же, пусть и меньших размеров, но слишком энергоемкие производственные мощности по разделению изотопов с помощью высокоскоростных центрифуг. Такие заводы занимают значительную площадь и потребляют довольно много электроэнергии. Именно по этой причине обнаружить подобные ядерные объекты с разведывательных спутников можно безо всякого труда.
Другое дело – технология лазерного разделения изотопов, она более компактна. Суть её в следующем: сперва лазер настраивают таким образом, чтобы он ионизировал уран-235, после чего становится возможным извлекать ионы урана с отрицательно заряженной пластинки. В отличие от использования метода центрифугирования и диффузионного метода, технология лазерного разделения не требует ни строительства больших производственных мощностей, ни большого потребления электроэнергии.
Транснациональная корпорация «GE Hitachi», специализирующаяся на лазерном методе, характеризует его как инновационный, и с этим мнением согласны все, кто опасается бесконтрольного распространения ядерного оружия. Для соблюдения международных договоров, регулирующих вопросы нераспространения, крайне важно научиться выявлять местонахождение заводов по обогащению урана и определять, какие технологии там используются. Обнаружение скрытых ядерных объектов (как это было, например, в Иране в 2009 году) тут же порождает кризис в международных отношениях. Однако еще большую озабоченность вызывает тот факт, что некоторые объекты фактически не могут быть локализованы. Возникшее вследствие этого недоверие может привести к региональной гонке вооружений и даже к открытым конфликтам.
Также по теме: Атомные электростанции - Европа рискует
Когда NRC выдавала лицензию «GE Hitachi» на строительство промышленного предприятия по лазерному разделению изотопов, она учитывала лишь вопросы, регламентирующие физическую охрану ядерных объектов (например, высоту забора вокруг завода и т.п.). Однако NRC как-то совсем не учла другие вопросы, несущие явную угрозу для режима нераспространения ядерного оружия, и обошла вниманием тот факт, что новая технология вполне может попасть в руки других ядерных держав.
Желая изменить подобную ситуацию и опираясь при этом на поддержку экологов и ученых, Американское физическое общество (APS), расположенное в Колледж-Парке (штат Мэриленд), обратилось к NRC с предложением впредь обязывать заявителей предоставлять специальное экспертное заключение, характеризующее положение с соблюдением принципов нераспространения ядерного оружия. Указанная мера помогла бы заставить NRC и промышленные корпорации в дальнейшем учитывать влияние, оказываемое любой новой технологией на режим нераспространения. Кроме того, эта мера смогла бы привлечь внимание широких кругов общественности к вопросу о нераспространении ядерного оружия, подобно тому, как в свое время общественность получила право требовать информацию о влиянии, скажем, строительных работ на экологию.
Читайте также: Атомная игра за независимость
Сможет ли введение экспертных заключений, предложенных Американским физическим обществом, как-то повлиять на порядок выдачи лицензий NRC? Вполне, возможно. С коммерческой точки зрения выгода от применения технологии лазерного разделения изотопов вполне очевидна, однако ценность ее с точки зрения более широких общественных интересов спорна. Стоимость строительства объектов по переработке ядерных материалов значительно превосходит стоимость топлива, предназначенного для ядерных реакторов. Именно поэтому ядерный сектор западных стран все никак не может получить стимул к развитию. Как показало одно из исследований, проведенных в 2010-м году, внедрение технологии лазерного обогащения урана позволит каждому домашнему хозяйству экономить до десяти долларов ежегодно. Однако вряд ли домохозяйства польстятся на эту сумму, когда узнают о рисках, связанных с новой технологией.
В ноябре пять членов NRC официально выскажут свое мнение по вопросу об изменении порядка лицензирования, предложенного Американским физическим обществом. Журнал Nature призвал членов NRC (тех, кто непосредственно не принимал участия в утверждении технологии лазерного разделения изотопов) эти изменения утвердить. Кому-то может показаться, что вопросы, касающиеся распространения ядерного оружия, выходят за пределы компетенции NRC, однако это не так. В соответствии с Законом США об атомной энергии (1954 г.), NRC обязана проверять выдаваемые ею лицензии на предмет “нанесения ущерба совместной обороне и безопасности” Соединенных Штатов. Более того, технологии, способные пошатнуть ядерное равновесие, несут с собой угрозу для безопасности всех государств мира. Уже по одной этой причине NRC стоило бы изменить процесс лицензирования. Иными словами, лазерное разделение изотопов и другие новые технологии следует оценивать отнюдь не только с точки зрения их инновационности.