Идет поиск компромисса для выхода из тупиковой ситуации в банковском союзе, в целях создания бюджета еврозоны и скоординированной экономической политики.
Главы государств и европейское правительство соберутся в четверг и пятницу в Брюсселе. У них очень плотный график работы, так как они должны заложить основы процесса интеграции в преддверии финальной встречи 13 и 14 декабря.
Отправным пунктом для создания нового порядка в еврозоне служит восьмистраничный отчет, подписанный квартетом Ван Ромпей -Драги-Баррозу-Юнкер, распространенный в прошлую пятницу и указывающий новые пути управления. Основное направление будет посвящено ключевому вопросу банковского союза, а именно — созданию механизма надзора за ЕЦБ. Такая развязка позволит Европейскому стабилизационному механизму - новому фонду финансовой стабилизации стран еврозоны, - одобренному в прошлый понедельник, достигнуть полной оперативности с возможностью рекапитализации банков стран, находящихся в затруднительном положении, как это предполагалось на саммите в июне этого года. Европейская комиссия, Европейский Совет и ЕЦБ намерены достигнуть договоренности до конца 2012 года, чтобы прийти к финишу 1 января 2013 года. Но чтобы сделать это, нужно преодолеть главное препятствие: сопротивление Германии.
Берлину трудно пойти на это, потому что банковский контроль осуществляется Министерством финансов, а новый курс предполагает уступку суверенитета. Германия выдвигает требования не распространять европейский контроль на территориальные банки Landesbanken e le Sparkassen, а также хочет большего веса в принятии решений ЕЦБ. С другой стороны стола Италия, Франция и Испания требуют соблюдать договор, достигнутый в конце июня. «По моему мнению, встреча будет техническим этапом для выяснения позиций сторон, потому что окончательное решение должно быть принято в декабре, но мне кажется маловероятным, что банковский союз заработает раньше середины 2013 года», - говорит уважаемый европейский экономист Сильвио Перуццо из группы Nomura. Согласно мнению чиновника, который принимает участие в работе, возможный компромисс может стать результатом постепенного процесса при условии соблюдения июньских соглашений. Сначала ЕЦБ будет доверена роль координатора, хотя национальные институты будут продолжать осуществлять контроль.
Кажется, в столицах наблюдается больше согласия по поводу гипотезы выработки бюджета еврозоны в целях «противостояния экономическому шоку». Помимо Германии и Франции по различным причинам ее горячим сторонником является Великобритания, против выступают страны Восточной Европы, не использующие единую валюту, но получающие поддержку из европейских фондов. Разыгрываемая партия связана двойной нитью с дебатами по поводу многолетних финансовых перспектив ЕС на период 2014-2020 годов, которые сейчас обсуждаются в Европейском Совете. Лондон, который направляет в бюджет ЕС больше, чем получает, надеется снизить свой вклад. «Бюджет еврозоны, используемый в целях стабилизации — это прекрасная идея, потому что в настоящий момент для него характерна совершенно другая функция: он используется для среднесрочных и долгосрочных производственных инвестиций», - подчеркивает Бенедикта Марцинотто, экономист из центра Bruegel. Остается понять систему финасирования. Европейская комиссия выдвинула гипотезу использования части доходов от введения налога Тобина. Договоренность о начале углубленного сотрудничества по вопросу о введении налога на финансовые транзакции была достигнута 11 странами (в их число входит и Италия) на прошлой неделе, а в ноябре исполнительные органы ЕС представят свою предложение.
Другая тема, которая будет обсуждаться на саммите, касается координации экономической политики; предусматривается возможность для каждой страны заключать «индивидуальные контракты» в зависимости от государственного бюджета и структурных реформ. В действительности, как объясняют специалисты, это предложение не ново, так как оно уже было внесено в правила европейского сотрудничества.
Остаются миражами на горизонте политический союз, больший демократический контроль и гипотеза пересмотра Лиссабонского договора. Но здесь еще предстоят длительные дебаты.