— Обострение сирийско-турецких отношений угрожает и без того хрупкой стабильности региона. Г-н Сасунян, насколько реальна угроза войны между Турцией и Сирией?
— Не думаю, что Турция стремится развязать войну против Сирии, но очевидно, что она использует фактор возможной войны в качестве шантажа, дабы запугать Сирию и навязать ей свою волю. Конечно, если события и впредь будут развиваться в подобном русле, если столкновения приобретут более частый характер и выйдут из-под контроля, война не исключается. Однако, повторю, Турция не преследует такой цели. Эта страна изначально угрожала Сирии войной, однако до конкретных действий дело не доходило, ибо турецкое правительство прекрасно понимает, что в случае военных действий Турции также не удастся избежать весьма ощутимых потерь. И поэтому Эрдоган пытался решить сирийский вопрос силами НАТО или США, однако последние не позволили втянуть себя в эту игру. У Вашингтона свои причины не вмешиваться в возможную войну. В прошлом году США вывели свои войска из Ирака, в 2014 г. американские войска, согласно обещанию Обамы, будут выведены из Афганистана. Американский народ устал от бессмысленных жертв и вряд ли потерпит новую военную кампанию. Именно поэтому Обама в вопросе Сирии отказался поддержать Анкару.
— Насколько обоснованы опасения, что нынешняя напряженность в регионе может обернуться непредсказуемыми, тяжелыми последствиями для армянской общины Ближнего Востока?
— Нас, естественно, в первую очередь беспокоит именно этот вопрос. Сам я родом из Алеппо и очень чувствителен к этой проблеме. Армянская община Сирии всегда была одной из самых сплоченных и ключевых... И мы обязаны всячески содействовать, помогать ей. Конечно, помимо других целей, Турция весьма заинтересована и в расчленении, ослаблении армянской общины Сирии, которая, находясь в непосредственной близости от ее границ, всегда рьяно отстаивала Армянский вопрос.
— Г-н Сасунян, перенесемся в Америку. В ноябре там состоятся президентские выборы. Как настроена армянская община США в отношении кандидатов — республиканца Митта Ромни и действующего президента Барака Обамы?
— В любой стране вероятность переизбрания действующего президента, владеющего финансовыми и силовыми рычагами, довольно велика. Правда, экономика США сегодня переживает не лучшие свои времена, за что в первую очередь обвиняют действующего президента. Но Обама — сильный кандидат, а успех его на выборах во многом будет зависеть от хода предвыборной кампании. Что касается позиции армянской общины США... Армяне США на протяжении десятилетий верили обещаниям кандидатов на пост президента признать геноцид армян и голосовали за них. Но ситуация ныне изменилась. Мы не верим Обаме — один раз он уже обманул нас. Ему нужны только наши голоса, но на этот раз он их уже не получит: армяне Америки не проголосуют за Обаму — это исключено. Кстати, на сей раз, в ходе этой кампании, он никаких обещаний уже не дает. Что касается Ромни, то он в бытность свою губернатором Массачусетса (штата, имеющего многочисленную армянскую общину) в отличие от многих других губернаторов ни разу не выступал 24 апреля с каким-либо заявлением. Так что и от него особых ожиданий нет. Впрочем, если Ромни что-то и пообещает за оставшееся до выборов время, все равно нет никаких гарантий, что он не последует примеру своих предшественников, т.е. сдержит свое слово. Поэтому моя позиция такова — не участвовать в президентских выборах, а сконцентрировать внимание на выборах в Конгресс, поскольку конгрессмены для нас важнее президента. Ведь каждый из них представляет штат, имеющий свою армянскую общину.
— Некоторые политологи сегодня уже не придают столь большого значения процессу международного признания геноцида армян, считая, что главное — это признание геноцида Турцией...
— Через три года мы будем отмечать 100-летие геноцида. Усилия всех нас направлены на то, чтобы мир узнал об этой трагедии. Было время, когда в тех или иных уголках мира об армянах вообще не имели представления, а о геноциде тем более. Но благодаря усилиям независимой Республики Армения, армянских общин и организаций диаспоры, уже два десятка государств официально признали геноцид армян, соответствующие документы подписали ООН, Совет Европы и десятки других влиятельных международных организаций.
...Все время говорится о том, что США не признают геноцид армян, но это не совсем так. Правительство США в 1951 г. направило в Международный суд документ о геноциде армян и евреев, копия которого находится у нас. В 1975-м и 1984 гг. Конгресс США принял резолюции о геноциде армян, 22 апреля 1981 г. президент США Рональд Рейган подписал декларацию, в которой есть формулировка «геноцид армян». В 43-х из 50-ти штатов США приняты резолюции о признании геноцида армян, даже американские суды признают этот исторический факт. Так что США обвинять не в чем. Но проблема в том, что все эти процессы и заявления имеют исключительно нравственную, но не правовую ценность. Иначе нам вернули бы земли исторической Армении еще по вышеупомянутой декларации Рейгана 1981 г.
...Что касается Турции, то они прекрасно понимают, чего требуют армяне — признания геноцида, компенсаций и возвращения земель. Они знают, что вслед за признанием неминуемо последуют компенсация и возвращение территорий, поэтому и упорствуют в своей позиции, заявляя, что требования армян лишены каких-либо правовых основ. И если ничего не изменится, они будут утверждать то же самое и спустя десятилетия. Лично я считаю, что пришла уже пора представить все имеющиеся факты и документы в Международный суд. Нам уже не нужно признание Турции, вопрос должен решаться в Международном суде.
— Каким, по-вашему, будет поведение Турции к 24 апреля 2015 года, когда армяне во всем мире будут отмечать 100-летие геноцида?
— Турки очень хитры, они, естественно, будут делать все возможное для того, чтобы усыпить нашу бдительность и нейтрализовать все наши усилия. Могут пригласить нас за стол переговоров, предложить открыть границу, могут пойти на какие-то несущественные уступки, пообещать что-то, о чем спустя некоторое время благополучно забудут, и все вернется на круги своя. И поэтому медлить с обращением в Международный суд нам никак нельзя, мы и так уже запаздываем.
(Публикуется с сокращениями).