Прекрасные, мятежные, чувственные, жестокие… Девушки Джемса Бонда – это неотъемлемая часть каждого приключения самого знаменитого тайного агента в истории. Они на протяжение уже полувека сопровождают киношные похождения вымышленного героя и представляют собой символическое отражение изменения роли и статуса женщины.
Приключения агента 007, в кинотеатре или на ставшем сегодня почти столь же большим экране домашнего телевизора, на протяжение вот уже полувека служат настоящим отпечатком эпохи. Неизменный успех самого стойкого персонажа в истории кинематографа, который сформировал самую популярную и коммерчески прибыльную франшизу «седьмого искусства», опирается на фантазии, заблуждения, желания и страхи того или иного времени. Перед нашим детским взглядом, который приковывают к себе невероятные повороты сюжета и перипетии судьбы не устающего спасать мир героя, вырисовывается особая вселенная: если присмотреться, можно увидеть, как зависит социальное и символическое представление женщин от изменения их статуса в обществе.
«Женщины созданы для развлечений»
Изначально к женским персонажам относились как к простому украшению. В книге 1956 года «Бриллианты вечны» Ян Флеминг дает такое провокационное описание идеальной женщины: «Она должна уметь готовить беарнский соус так же хорошо, как и заниматься любовью. (…) Она обладает всеми женскими прелестями. Золотые локоны. Серые глаза. А линии ее губ - они просто созданы для поцелуев. Ее ноги и грудь способны поставить на колени любого. Ну и, кроме того, она остроумна, немного хитровата, прекрасно играет в карты».
Начиная с романа «Казино Рояль» 1952 года Джемс Бонд описывается как отважный боец и в то же время жестокий проходимец, который смотрит на женщин свысока и даже утверждает, что они созданы для «развлечения». Английский писатель, который до выхода книг о Джеймсе Бонде в 1950-х годах занимался журналистикой, а во время Второй мировой войны служил в секретных службах, использовал это для привлечения целевой аудитории: «хладнокровных гетеросексуалов, которые будут читать в поездах, самолетах и постели». Тем не менее, хотя Джон Кеннеди и признался в 1961 году Life Magazine, что у него на столе лежит «Из России с любовью», Флеминг в первую очередь пользовался популярностью среди коммивояжеров в тесных костюмах из грубой ткани: чтение позволяло им забыть о послевоенной неурядице и упадке Британской Империи, на время представив себя в роли тайного агента. Далее Бонда ждал уже всемирный успех, а продажи книг достигли 200 миллионов экземпляров. Тогда на персонажа обратили внимание в кинематографе. 5 октября 1962 года в Англии вышли одновременно Love Me Do The Beatles и «Доктор Ноу».
Под чарующую музыку Джона Барри (John Barry), которая сочетала в себе напряжение и томные ритмы калипсо, зрители с удивлением открыли для себя современную Венеру - Хани Райдер. Все происходит днем на пляже на Багамах. Камера крупным планом показывает, как Урсула Андресс (Ursula Andress) с кинжалом на поясе выходит из волн в белом бикини и маске для подводного плавания. Ее мокрые волосы струятся по обнаженным загорелым плечам. Сегодня подобная сцена может показаться банальной. Тем не менее, в 1962 году такие курортные развлечения были еще редкостью, и лишь немногим счастливчикам доводилось окунуться зимой в теплые воды тропических островов. На девушке Джеймса Бонда нет резиновой купальной шапочки и она не прячет тело за закрытым купальником. Она занимается новым спортом, дайвингом, и к тому же вооружена. Легко представить, какой эффект произвело ее появление.
Все это могло бы быть всего лишь эротическим пикантным штрихом для фильма, приравняв героиню к чисто декоративному элементу первых книг о Бонде, если бы она внезапно не стала партнершей основного персонажа, его женским альтер-эго и помощницей в борьбе с воплощением зла. Продюсеры и режиссер не дали загнать себя в ловушку: женоненавистнический тон книг Яна Флеминга в то время был уже неуместным. Начало 1960-х годов было отмечено усилением феминистских движений в Америке и Европе и предоставлением им новых прав. Хотя Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери (Sean Connery) в начале «Голдфингера» позволяет себе шлепнуть по заду фигуристую красотку, которая дарит ему немного своей нежности в перерыве между заданиями, в дальнейшем ему придется сгладить свои грубые манеры и не реагировать на сарказм верной Манипенни. Более чем в двух третях картин вечно влюбленная в тайного агента секретарша его начальника поддерживает с героем двусмысленные отношения. Хотя она и восхищается им, это не мешает ей отпускать едкие замечания в его адрес. Она с самого начала предпочитает держать некоторую дистанцию с персонажем, глубина и эмоциональность которого раскрываются перед зрителем чуть позднее, словно из стремления смягчить чрезмерно острый коктейль.
Все более сильный характер
От фильма к фильму Джеймсу Бонду приходится иметь дело со все более ярко выраженными характерами противников и партнеров. А женские персонажи приобретают все большую значимость и становятся все свободнее. Продюсерам и режиссерам картин «бондианы» удается прекрасно отображать происходящие изменения в обществе, демонстрируя великолепное знание мод и тенденций той или иной эпохи. Зачастую это объясняется задачами маркетинга и стремлением к коммерческому успеху фильмов.
Однако, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Результат заметен невооруженным взглядом: на протяжение полувека фильмы о Джеймсе Бонде становятся предвестниками новых трендов в плане феминизма, а также сексуального и расового разнообразия. Пусси Галор из «Голдфингера» (сам злодей, кстати, отличается ярко выраженной гомосексуальностью) обладает сильным характером и не желает ни перед кем прогибаться. В фильме «Живешь только дважды», который вышел, когда Запад опасался «желтой» угрозы, пожалуй, еще больше, чем «красной», партнершей героя становится Аки из японских спецслужб. Получила отражение в «бондиане» и набравшая обороты в американском кинематографе 1970-х годов тенденция переоценки имиджа афроамериканцев (они начали играть достойные и крупные роли, а не только второстепенных персонажей): первой партнершей Роджера Мура (Roger Moore) в «Живи и дай умереть» стала чернокожая женщина.
Примеров можно привести еще великое множество. Кроме того, стоит добавить, что Джеймс Бонд вовсе не сноб, и что все его приключения доказали его любовь к красивым женщинам в независимости от их расы или положения в обществе, от супруги всемирно известного медиамагната до простой сотрудницы отеля. Пусть Бонд и отличается ветреным характером и поведением настоящего мачо, он не может быть таким уж женоненавистником, как утверждается. В конце 1960-х годов, несмотря на сексуальную революцию, которая могла бы стать настоящим подарком судьбы для этого современного Дон Жуана, одной женщине все же удается поразить его в самое сердце, и он женится. Однако победа романтизма оказывается мимолетной: сразу же после свадьбы супругу Бонда убивают, и он остается вдовцом. И только после возвращения к истокам серии с выходом «Казино Рояль» в 2006 году мы видим, как сердце Джемса Бонда вновь открывается.
Грациозные и хрупкие нимфы с независимым характером
Тем временем в лице Роджера Мура Джеймс Бонд приобретает образ галантного и очаровательного, но ветреного мужчины с толикой нахальства в обертке из хороших манер. Он ведет себя предельно обходительно даже с Мэйдэй в исполнении монументальной Грейс Джонс (Grace Jones). 1980-е годы были отмечены эпидемией СПИДа. Сердцееды вышли из моды и трагик Тимоти Далтон (Timothy Dalton) представил более мрачного и рассудительного Бонда в окружении грациозных и хрупких нимф, которые с готовностью бросаются в объятья мужественного и внимательного героя. После возвращения оптимизма в умы следующего поколения персонаж Пирса Броснана (Pierce Brosnan) вновь превращается в профессионального соблазнителя. Хотя успехи его при этом весьма относительны. Потому что времена изменились. Джеймсу Бонду встречаются образованные и независимые женщины, которые в полной мере передают сильный темперамент 1990-х годов.
С этой точки зрения фильм «Золотой глаз» 1995 года знаменует собой важный поворотный момент. Не только потому, что его партнерша (компьютерный эксперт Наталья Семенова) и противница (летчик-истребитель и безжалостная убийца Ксения Онатопп) обладают совершенно независимыми характерами и сравнимыми с «бондовскими» умственными и физическими качествами, но и потому что его начальник М превратился в женщину. Патриархальный образ главы секретной службы с черчиллевским оттенком полностью преображается. Все это отражает подъем женщин в гражданской и военной иерархии, их появление на высоких должностях как в государственных службах, так и в крупных предприятиях. Сиротка-Бонд оказывается под матриархальным началом. «Вы – шовинист, сексист и динозавр. Реликт холодной войны, мальчишеское очарование которого на меня не действует», – сразу же заявляет ему начальница. Герою приходится искать себе место в этом совершенно новом мире. Отныне Джеймс Бонд и его женщины играют на равных. Почти. В фильме «И целого мира мало» женщина становится главным противником Бонда. До Электры Кинг в исполнении Софи Марсо (Sophie Marceau) эти опасные создания были лишь отправленными преступным гением ангелами смерти или же его помощницами, как Осьминожка. На этот раз на мировое господство нацелилась именно женщина. И главному герою, которого во многом определяют отношения с женщинами, приходится снова искать себя.
Главенствовать могут не только мужчины
Тройная мощь (харизматическая, эротическая и сексуальная), которая была изначально присуща персонажу Джемса Бонда, наталкивается на сопротивление женщин, которым удается обратить ее против него. Первые сцены фильма «Казино Рояль» 2006 года представляют нам нового Бонда и проливают свет на внутреннюю сложность его личности. Зрителю предлагают позабыть о прошлых приключениях и обратиться к корням, поприсутствовать на зарождении мифа. Для этого Бонду дали новое лицо, лицо Дэниела Крейга (Daniel Craig), которое объединяет в себе чувственные переживания с вновь обретенной физической силой. Речь идет, без сомнения, о символе сложной эпохи, которой нужно проложить себе путь между жестокостью конфликтов и интроспекцией эго.
История рассказывает о первых шагах героя в своей профессии и том, как простой агент получает статус «двойного нуля», который (как это ни парадоксально по своей сути) дает этому сотруднику спецслужб право на убийство без суда и следствия ради спасения свободы и демократии. Первой победой Джеймса Бонда становится Соланж. В этом персонаже Катерины Мурино (Caterina Murino) еще больше утверждается тонкий характер женщины с хрупкой внешностью, которая умело использует свои чары, чтобы загнать в ловушку внешне непогрешимого Бонда. Главенство здесь не однозначно, а диалектично. Джеймс Бонд и женщина действуют вместе, как игроки в истории: один не может существовать без другого, каждый неотразим, но в то же время тонкий стратег.
Женские персонажи фильмов о Джеймсе бонде перестали быть просто музами и превратились в один из ключевых элементов картин, который совершенно необходим для обогащения повествования и продолжения приключений героя. Опираясь на классические и повторявшиеся бессчётное число раз легенды в истории искусства и литературы, они прошли путь от метафоры просящей героя о помощи беззащитной девушки до роковой женщины, которая воплощает в себе лукавство и зло, начальственного матриархата. И все они неизменно способствуют углублению характера основного персонажа. Так работает магия из фильма в фильм к вящему удовольствию зрителей. Джемс Бонд – это воплощение ценностей свободного мира с его силой и слабостями, историей и прошлым, образованием и опытом. Рыцарь современной эпохи. Но герой – тоже человек. И чтобы понять тайны его характера, нам предлагают такое решение: ищите женщину.
Фредерик Брюн, журналист и публицист