Ячмень – вторая по значению сельскохозяйственная зерновая культура в Великобритании. От него зависит производство пива и вся сеть пабов, которые ежегодно приносят в экономику страны 20 миллионов фунтов стерлингов. Геном этой культуры своими размерами в два раза превышает геном человека. Ученые надеются, что их исследование позволит вывести сорта, устойчивые к болезням.

Международное сообщество ученых опубликовало высокоточную модель генома ячменя в рамках исследования, которое может раскрыть секрет получения пива лучшего качества.

Ячмень является второй по значению сельскохозяйственной культурой Великобритании, а пивоваренный ячмень является основой для производства пива и процветания всей сети пивных пабов, что в целом обеспечивает поступление в экономику страны примерно 20 миллионов фунтов стерлингов.

По утверждению ученых, этот прорыв в области генной инженерии является важнейшим шагом на пути к выведению сортов ячменя устойчивых к болезням, поражающим злаковые культуры, а также к климатическим изменениям.

Руководитель исследования профессор Шотландского института Джеймса Хаттона (James Hutton Institute) Робби Во (Robbie Waugh) рассказывает: «Благодаря этой научной работе мы сможем направить наши усилия на улучшение производства ячменя за счет выведения новых сортов.

Возможно, эти сорта будут более устойчивыми к вредителям и болезням, а также к неблагоприятным климатическим условиям. Кроме того, возможно, мы сможем повысить и качество зерна и сделать его более подходящим для пивоварения».

Наряду с хмелем и дрожжами, ячмень, используемый для производства солода, является основным сырьем в пивоварении.

Исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Nature», может также представлять интерес для специалистов, производящих виски. Кроме того, ячмень также является основной фуражной культурой при выращивании животных для предприятий мясной и молочной промышленности.

После кукурузы, риса и пшеницы ячмень является четвертой важнейшей зерновой культурой в мире.

Впервые ячмень начали выращивать 15 тысяч лет назад, он относится к тому же семейству зерновых, что пшеница и рожь. С точки зрения энергетической ценности эти три культуры обеспечивают около 30% потребляемых в мире калорий.

По словам ученых, с учетом того, что по размерам геном ячменя почти в два раза больше генома человека, секвенирование его ДНК является сегодня главной задачей.

Исследователи объясняют, что геном ячменя отличается большим количеством тесно связанных звеньев, которые очень сложно систематизировать и выстроить линейно.

Однако, применяя различные методы, позволяющие обойти эти проблемы, профессор Во и возглавляемый им коллектив ученых смогли собрать высокоточную модель, в которой большинство из 32 тысяч генов ячменя выстроены линейно.

Это исследование раскрывает функциональные элементы генома ячменя и позволяет подробно определить место и время включения генов на разных этапах развития различных тканей.

Ученые надеются, что это позволит им гораздо отчетливее представить и понять иммунную систему ячменя.

«Это ускорит процесс изучения ячменя и близкой ему культуры – пшеницы, - утверждает профессор Во. – Имея в своем распоряжении такую информацию, селекционеры и ученые будут лучше подготовлены к эффективному решению проблемы продовольственной безопасности, которая приобрела особое значение в условиях быстро меняющихся условий окружающей среды».

ТРЕТИЙ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ НАПИТОК В МИРЕ

Пиво – самый популярный алкогольный напиток в мире и третий из самых потребляемых напитков после воды и чая.

Некоторые считают, что пиво – самый древний напиток, получаемый при брожении. Для его изготовления сначала крахмал превращают в сахар, а затем полученный сахар сбраживают.

Крахмал и участвующие в брожении ферменты часто получают из превращенного в солод зерна, чаще всего - из соложенного ячменя и пшеницы. Более дешевые кукуруза и рис используются в качестве несоложенного сырья для смягчения вкуса пива. Изготовление пива называется пивоварением. Для придания пиву особого вкуса и аромата в него добавляют шишки хмеля, они придают напитку горький привкус и служат естественным консервантом.

В некоторых древнейших рукописях описан процесс изготовления и продажи пива: свод законов Хаммурапи содержит закон о пиве и пивных «залах», а «Гимн Нинкаси», служивший молитвой шумерской покровительнице пива, также предназначался для запоминания рецепта изготовления этого напитка.