Позвольте представить вам шейха Юсуфа аль-Кардави (Yusuf al-Qaradawi) – египтянина, считающегося одним из ведущих суннитских богословов в мире.
Возможно, вы помните, как в 2008 году ему было отказано в британской визе. Министерство внутренних дел тогда заявило, что не допустит в страну людей, оправдывающих терроризм. Четырьмя годами раньше в ходе своего визита в Лондон аль-Кардави назвал в интервью BBC теракты смертников в Израиле «мученичеством во имя Бога».
Хотя аль-Кардави по западным стандартам, бесспорно, придерживается крайних взглядов, он остается сложной фигурой. С одной стороны, он называл Холокост «божьей карой, поставившей их [евреев] на место», поддерживает теракты против мирного населения в Израиле, давно ненавидит шиитов (симпатизируя при этом «Хезболле» как заклятым врагам израильтян) и считает, что мусульмане, отворачивающиеся от религии, в принципе заслуживают смертного приговора. С другой стороны, он осуждает за «экстремизм» тех, кто заходит дальше него, выступает против идей теократии и за демократию на Ближнем Востоке, а также призывал мусульман сдавать кровь после терактов 11 сентября.
Эти списки можно продолжать. Аль-Кардави признает «битье жен» как «последний метод», но утверждает, что бить нужно «несильно» и не по лицу или прочим чувствительным местам. Он поддерживает практику женского обрезания, но довольно странно – только в тех случаях, когда оно не причиняет перманентного вреда. Он полагает, что гомосексуалистов и прелюбодеев нужно предавать смерти, но при этом убежден, что на изнасилованную женщину нельзя возлагать вину. Он осуждал насилие, последовавшее в 2005 году за публикацией датских карикатур на Мухаммеда, однако одобрил фетву против Салмана Рушди (Salman Rushdie). Взгляды аль-Кардави могут быть крайними, но они сложнее, чем у многих других духовных лиц.
За свои работы в области исламской теологии шейх получил множество наград. Он считается одним из самых влиятельных союзников египетских «Братьев-мусульман». Особенно важно, что он регулярно выступает на канале Al Jazeera, и его смотрят десятки миллионов человек. Это значительно усиливает его влияние.
На этой неделе он выступил на Qatar TV с телепроповедью, в которой перечислил главных врагов арабов. Израиль и США он не упоминал, зато заявил, что «Россия, выступив против сирийского народа, стала врагом номер один для ислама и мусульман. Больше 30 тысяч сирийцев были убиты оружием, которое поставила Россия». Он добавил, что режим Асада поддерживают также Иран и Китай, сформировавшие ось вражды по отношению к арабам, и призвал Совет безопасности ООН установить над Сирией бесполетную зону, такую же как та, которая была установлена над Ливией.
Собственно говоря, в самих симпатиях и антипатиях, которые он выразил, нет ничего нового. Но стоит отметить то, в каких жестких выражениях он отзывается о России, Китае и Иране. На прошлой неделе я писал о статье бывшего коммодора флота Саудовской Аравии Абдулатифа аль-Мульхима (Abdulateef al-Mulhim), в которой тот сделал необычное заявление: «У арабского мира много врагов, и Израиль должен быть в самом низу списка». Помимо таких «врагов», как коррупция, плохое образование и слабое здравоохранение, он также упомянул диктаторов, которые, по его мнению, причиняют больше страданий и вреда, чем Израиль и Запад, в том числе - Асада. Аль-Кардави не столь откровенен, как аль-Мульхим, однако, подчеркивая угрозу со стороны России, Китая и Ирана, он поддерживает идею конфликта между арабами и зарождающейся «персидской империей» и уводит на второй план борьбу мусульман с Израилем. Он также в неявной форме, но все решительнее утверждает, что интересы арабского мира совпадают с интересами Запада и даже отчасти - с интересами Израиля.
Арабская весна, как никогда раньше, подчеркнула глубокие разногласия, несправедливость и идеологические противоречия, существующие в арабском мире. Пока центр тяжести движения укореняется в Сирии, геополитическая динамика региона продолжает меняться. Силы коалиции скоро будут уходить из Афганистана, а Израилю предстоят парламентские выборы. Нетаньяху почти наверняка победит, но нельзя исключать возникновения новых коалиций между «Ликудом» и некоторыми левоцентристскими партиями. В результате политика правительства может стать умереннее. Возможно, в ближайшие 10 лет мы с удивлением обнаружим зарождающиеся перспективы мира между израильтянами и палестинцами, а также возникающие по всему миру новые союзы. Возможно, в итоге мир среди исламских стран станет труднодостижимым.