Политический страх становится решающим фактором во внутриполитических и геополитических развитиях, связанных с Арменией. При обсуждениях ставшей самой актуальной темы вероятного членства Армении в Евразийском союзе и отношений с Россией страх является единственным аргументом, к которому апеллируют те, кто не против углубления отношений с Россией за счет суверенитета Армении.
Говоря практически о неизбежности вступления в Евразийский союз, Ашот Манучарян, например, заявляет, что в противном случае от нас мокрого места не останется. Такого же мнения придерживаются и многие другие мужчины.
Читайте также: Странно, что Россия не списывает долг Армении
В том, что Россия способна на неожиданные и жестокие шаги, особенно, в отношении Армении, вряд ли кто-то сомневается. Но разве можно обуславливать все свои шаги и выбор пути развития страхом? В психологии страх является не только адекватной реакцией на опасность, он зачастую гипертрофирует опасность. А в руках умелого политика страх становится замечательным инструментом, которым погоняют кого угодно.
Практически все политическое руководство Армении находится во власти страха – перед Россией, перед социальным бунтом, гражданским сознанием, перед западным всесилием, турецкой коварностью. Эти страхи пока компенсируют друг друга и не дают стране скатиться в пропасть, но как только один страх начинает превалировать, начинается политическая паника.
В России прекрасно видят этот страх и не мешают ему гипертрофироваться. Более того, нанимаются специальные люди, которые подливают масла в огонь и пытаются заразить этим страхом и население. Но чем дальше, тем глубже этот страх растаптывает достоинство, не только национальное, но и личное. Постоянный страх за физическую безопасность вообще имеет привычку убивать достоинство.
Жизнь в постоянном страхе как-то даже нивелирует смысл жизни. От страха много начинаешь есть и плохо думать.
Также по теме: Новый трюк Путина в отношении Еревана
Ашот Манучарян говорит также, что в нынешнем мире всем все дозволено, и если б Россия в 2008 году «знала» об этом, ее войска не остановились бы на подступах к Тбилиси. Он говорит, что еще не известно, как Россия поступит с Грузией, раз уж другим все дозволено в Ливии и Сирии.
Это значит, что если американцы или другие также осознают, что Армения живет в страхе, они начнут играть на этом «благородном» и, по сути, здоровом чувстве. Как поступит Армения, если Запад также начнет пугать страшилками?
Вот уже 100 лет Армения живет в страхе после геноцида в Турции. Страшнее повода для страха быть, конечно, не может, но вот уже несколько поколений армян никак не могут справиться со страхом и предъявить территориальные претензии Турции, которая не только вырезала армян, но и узурпировала их земли. Сейчас из этого же страха мы готовы сдаться с потрохами России.
Единственный раз нам удалось преодолеть страх – в Карабахе. Результаты очевидны, но и это не стало для нас уроком.