Российская прокуратура одного за другим выводит из строя лидеров оппозиции, которая в ходе акций протеста против сфальсифицированных парламентских выборов поверила, что сможет потеснить путинский Кремль.
Последним в их череде оказался Сергей Удальцов: 17 октября его выпустили на свободу, взяв с него подписку о невыезде. Следствие провели предельно оперативно.
Случайно или нет, но 7 октября, в тот день, когда президент с размахом отмечал свой 60-летний юбилей, на государственном телевидении вышел репортаж, направленный против Сергея Удальцова: оппозиционер якобы готовил силовое свержение правительства.
Через десять дней после появления репортажа и скоропалительных проверок в прокуратуре, Удальцова задержали вооруженные бойцы спецподразделений и передали в Следственный комитет, где его допрашивали по подозрению в подготовке массовых беспорядков.
В чем заключается стратегия Кремля?
У этих шокирующих кадров было сразу двойное послание. Первое предназначалось для зрителей: лидеры протестного движения – опасные люди. Второе – для оппозиционеров: помалкивайте или очередь дойдет и до вас. Все это – старые советские методы запугивания, заявил блогер и борец с коррупцией Алексей Навальный
Против него, кстати говоря, этим летом были вновь выдвинуты старые обвинения, касающиеся его предположительно мошеннической деятельности на посту советника одного из российских губернаторов. С Навального также взяли подписку о невыезде, хотя сам он, по его словам, ждет, что для него все закончится тюрьмой.
Кроме того, заинтересовались в прокуратуре и Геннадием Гудковым, депутатом созданной Кремлем околооппозиционной партии, который, тем не менее, недавно превратился в настоящего критика власти (хоть и не столь непримиримого, как Сергей Удальцов и Алексей Навальный). Следователи начали следствие по подозрению в налоговом мошенничестве и отмывании денег, а также добились лишения депутатского статуса.
Что стало с другими оппозиционерами?
Разбирательства в прокуратуре начались параллельно с ростом числа громких задержаний: ареста участниц панк-группы Pussy Riot, которым дали два года тюрьмы за провокационное антипутинское выступление в московском православном храме; ареста видной представительницы гражданского общества Таисии Осиповой, которую приговорили к восьми годам по делу о наркоторговле; а также заключения под стражу десяти с лишним участников майских акций протеста, которым вменяют в вину беспорядки и агрессию.
Все эти сигналы неизменно воспринимаются как признаки репрессивного поворота в курсе Кремля в то время, как оппозиция ищет способы вновь обрести почву под ногами.