Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Первый день учебных занятий вызывает понятное волнение. Учащихся переполняют мечты и надежды на лучшее будущее. Это справедливо как для воспитанников детских садов и школьников, так и для студентов колледжей и университетов. В минувшее воскресенье начался новый учебный год в высших учебных заведениях страны.
Однако данные, опубликованные Советом по высшему образованию в канун начала нового учебного года, навевают весьма печальные мысли. Эти данные свидетельствуют об огромном разрыве между еврейским и арабским населением страны в том, что касается сферы высшего образования. Все это результат многолетнего неравенства между евреями и арабами в области образования. Речь идет о 20% населения Израиля. Различия между двумя группами являются прямым следствием неравноценного распределения ресурсов между еврейским и арабским секторами государственной системы школьного просвещения.
Согласно данным Совета по высшему образованию, 57% арабских учащихся сдают экзамены на аттестат зрелости, однако лишь 28% получают аттестат и только 22% соответствуют академическим критериям, необходимым для поступления в высшие учебные заведения. Для сравнения: среди еврейских школьников эти цифры составляют – 75%, 51% и 44% - соответственно. Если на первую академическую степень (BA) обучается 11% арабских студентов, но на третью – всего 3%. Среди преподавательского состава израильских вузов насчитывается лишь 2% арабских граждан.
Эти данные являются позором для государства, которое 64 года назад торжественно провозгласило, что «развитие страны пойдет на пользу всем ее гражданам», но при этом вынуждает пятую часть населения страны жить на обочине экономического и социального прогресса. Кроме нарушения принципа равенства возможностей, подобного рода ситуация свидетельствует еще и об экономической недальновидности государственных структур. Более высокий процент арабских граждан, обладающих высшим образованием, и более широкий спектр профессий, которые они выбирают (не только фармацевтика, гериартрия и педагогика), принесли бы огромную пользу как арабскому населению, так и всей израильской экономике, которая нуждается в новых рычагах роста.
Трудности, с которыми сталкиваются арабские студенты, известны давно. Хочется надеяться, что утвержденная Минпросом новая программа, предусматривающая помощь арабским студентам высших учебных заведений, будет претворена в жизнь. Министерство просвещения обязано сделать все, чтобы сократить разрыв в уровне среднего и высшего образования между арабским и еврейским секторами.