Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выборы в Координационный совет оппозиции, которые пришлось продлить на день из-за многочисленных хакерских атак, блокировавших в субботу сервер центрального выборного комитета, завершены, и результаты объявлены. Теперь у оппозиции есть руководящий центр, который будет осуществлять планирование протестных действий, а граждане получили представительный орган, которому они доверяют.

Впечатлениями о выборах в Координационный совет, а также своим видением будущего этой организации поделились с DW свежеизбранные члены совета и эксперты.

Выборы в Координационный совет оппозиции, которые пришлось продлить на день из-за многочисленных хакерских атак, блокировавших в субботу сервер центрального выборного комитета, завершены, и результаты объявлены. Политики и эксперты подводят итоги выборов, а избиратели ждут, что же будет дальше.

Баланс в совете соблюден

По словам политолога Дмитрия Орешкина, результат выборов был предсказуемым. Стало очевидно, что протест держится в основном на демократических ценностях, то есть формируется за счет правого, а не левого крыла оппозиции. Об этом, говорит Орешкин, свидетельствуют фамилии лидеров голосования: Навальный, Каспаров, Собчак, Яшин.

Левые в Координационном совете получили около 25 процентов, что эксперт считает хорошим показателем. Он также с удовлетворением отмечает, что националистов будут представлять всего пять человек. В совет они попали лишь благодаря наличию гарантированных мандатов, так как голосование было организовано по смешанной системе. Помимо избранных по общегражданскому списку, в совет вошли и три группы по пять человек, каждая из которых была составлена соответственно представителями левых, либеральных и националистических политических организаций.

Легитимация «на птичьем языке»

Отсутствие малоизвестных людей в совете, по словам Орешкина, выгодно отличает его от той же Государственной Думы, часть нынешнего состава которой взялась, кажется, вообще из ниоткуда. «В Координационный совет попали люди, которых действительно поддерживали граждане, и имена этих людей широко известны, а в системной политике оказываются те люди, которых знает только власть, что характерно для управляемой демократии», - отметил эксперт.

Но главное, по мнению Орешкина, - это то, что теперь у оппозиции есть руководящий центр, который будет осуществлять планирование протестных действий, а граждане получили представительный орган, которому они доверяют, чего о Государственной думе сказать нельзя. «Мы имеем то, что на птичьем политологическом языке называется альтернативная легитимация, то есть эти люди получили свой статус вопреки очевидному нежеланию власти», - заявил Орешкин в интервью DW.

Почувствовать разницу

С тем, что теперь в одной упряжке окажутся представители диаметрально противоположных политических взглядов связано, пожалуй, главное опасение, возникающее, когда речь заходит о судьбе Координационного совета. Дмитрий Орешкин считает, что споров и ссор внутри совета избежать не удастся, но теперь, когда стало понятно «кто сколько весит» в протестном движении, скорее всего урегулировать конфликт интересов будет проще. Разницу легко почувствовать на примере того, как избранные в состав Координационного совета лидеры оппозиции относятся к общению с прессой. Писатель, публицист и активный участник акций протеста «За честные выборы» Дмитрий Быков, например, отказался дать комментарий DW, объяснив свой отказ тем, что это «может быть неправильно расценено нашей властью», которая «не одобряет общение с иностранной прессой».

И напротив, создатель и председатель Общероссийского общественного движения в защиту гражданских свобод «Объединенный гражданский фронт» (ОГФ) и член Федерального бюро движения «Солидарность» Гарри Каспаров согласился на интервью лишь потому, что к нему обратился корреспондент именно DW.

Оппозиция работает над «позитивным образом будущего»

Гарри Каспаров считает, что сам факт выборов в Координационный совет является хорошим примером того, как умеют договариваться совершенно разные люди, составляющие сегодня костяк российской оппозиции. Главной задачей руководящего органа Каспаров считает налаживание контактов не внутри совета, а вне его, и в первую очередь - с избирателями.

«Нам очень важно, чтобы база избирателей росла, и у них была возможность постоянно участвовать в работе Координационного совета, - заявил Каспаров в интервью DW. - У нас есть возможность для организации электронного форума «Свободная Россия», на котором можно комментировать, оставлять свои пожелания и даже голосовать, если потребуется, по тем или иным вопросам». По словам лидера ОГФ, в ближайшее время можно опробовать эту площадку на выборах в региональные Координационные советы.

Стратегической задачей Координационного совета, по словам Каспарова, является подготовка документов, создающих «позитивный образ будущего», чтобы показать, к чему на самом деле ведет народ оппозиция. «КС создавался именно как орган, который должен предложить разумную альтернативу режиму», - заявил Каспаров. А самый актуальный вопрос на сегодня, по словам лидера ОГФ, - это политические репрессии, по сути начавшиеся в стране, и политзаключенные, появившиеся после начала репрессий.

Контакт с властью невозможен?


По мнению Гарри Каспарова, о чем-то договариваться и вообще вступать в диалог с Кремлем оппозиция не должна. «Довольно странно говорить о каких-либо контактах с властью, когда на четырех членов КС заведены уголовные дела, а двое вообще сидят», - отметил Каспаров в интервью DW.

В свою очередь, Дмитрий Орешкин считает, что и власти еще предстоит выбрать тактику взаимодействия с оппозицией. «У политического руководства страны есть два способа: либо торговаться с оппозицией, пытаться как-то привлечь ее на свою сторону, может, даже купить, либо репрессировать и посадить за решетку, - рассуждает эксперт. - Похоже, что власть в России скорее склонна выбрать второй вариант».