Президент РФ Владимир Путин вынашивает идею укрупнения национализированных предприятий энергетической отрасли и, вернувшись в президентское кресло, отобрал у председателя правительства Дмитрия Медведева контроль над нефтегазовыми компаниями и энергетикой.
Путин также приостановил выполнение проекта нынешнего премьер-министра Дмитрия Медведева, начатого, когда тот был президентом страны и предусматривавшего приватизацию 12-ти крупнейших энергетических российских компаний к началу 2016 года. Это привело ко многим кривотолкам относительно распределения полномочий между президентом Путиным и премьером Медведевым.
Вступив в должность 7 мая 2012 года, Путин создал Энергетическую комиссию, в которую будут поступать валютные доходы от экспорта нефти и газа вместо того, чтобы перечисляться, как это было всегда, в государственный бюджет. Экономисты расценивают это как централизацию государственных средств.
Вернувшись в президентское кресло, Путин приостановил приватизацию, объявленную администрацией Медведева, заявив, что государству не следует продавать акции государственных нефтегазовых и энергетических компаний.
Путин считает, что государство может лишь продавать, но не участвовать в качестве акционера в бизнесе, не связанном с энергетикой.
За 73 года советской власти СССР ежедневно добывал более 12 миллионов баррелей нефти без соответствующего ухода за месторождениями. Когда статистические данные стали общедоступными после развала СССР, Россия стала добывать менее 8 миллионов баррелей в день, поскольку большинство скважин уже стали вырабатывать свой ресурс.
Россия по-прежнему обладает значительными запасами нефти, превышающими 77 миллиардов баррелей, в основном - легких и средних марок. В 2011 году она стала самым крупным производителем нефти, применив новую технологию гидравлического разрыва пласта. Лишь на месторождениях Западной Сибири ежедневно добывается 6,5 миллионов баррелей.
Нефть как главный источник доходов
Россия является вторым по объему мировым производителем нефти. Ежедневно она добывает 9,4 миллионов баррелей, из которых 7,1 миллионов идут на экспорт, а 2,9 миллионов - на внутреннее потребление. Крупнейший производитель нефти в мире – Саудовская Аравия. Эта страна ежедневно добывает 10,3 миллионов баррелей, экспортируя 7,3 миллионов и потребляя 2,3 миллионов. На третьем месте по объему добычи находятся США – 6,9 миллионов баррелей, импортируя при этом 9,6 миллионов. Таким образом, США являются крупнейшим мировым потребителем углеводородов.
Нефть – основная статья доходов российского бюджета. Россия ежегодно получает от продажи нефти более 700 миллиардов долларов, контролируя газовый рынок и получая от этого также немалые доходы. Недавно Россия заключила сделку с крупнейшей компанией ExxonMobil, символом капиталистического общества.
ExxonMobil получит доступ к сибирским и арктическим месторождениям, а Россия сможет вести бурение в тех зонах, где действует ExxonMobil.
На российской территории дела обстоят иным образом, и второе правительство Путина всячески стремится укрепить роль государства и отмежеваться от иностранных партнеров. Оно не создает благоприятных условий для иностранных инвестиций и пытается выкупить у BP половину ее акций в TНK-BP, которая разрабатывает нефтеносные участки в бассейне реки Ориноко (Венесуэла). Эти участки принадлежат BP, которая получила их в результате покупки Veba Oil, совместно с PDVSA.
После короткой и сумбурной приватизации 90-х годов в России появились так называемые олигархи, завладевшие крупными энергетическими компаниями, которые способствовали их быстрому обогащению.
После распада СССР в конце 1991 года без дел не осталась и бывшая советская партноменклатура, включая и Владимира Путина, сотрудника КГБ, начинавшего свою карьеру в Восточной Германии.
Через два десятилетия после распада СССР российская власть имеет весьма сложную структуру. Несколько фракций ведут борьбу за власть. Среди них - «консерваторы» во главе с Путиным, «либералы», сгруппировавшиеся вокруг Медведева, а также семейные региональные кланы, которых Путин в прошлом году назвал коррумпированными, поскольку они использовали для собственного обогащения местные энергетические компании.