Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Военное право или право вооруженных конфликтов – довольно динамичная отрасль современного международного права, которая является объектом все большего регулирования. Как исторические, так и правовые исследования, анализирующие процесс возникновения и эволюции этой правовой отрасли, оставляют без внимания вклад ислама в этот процесс.

Военное право или право вооруженных конфликтов – довольно динамичная отрасль современного международного права, которая является объектом все большего регулирования. Подъем этой специфической отрасли права начинается с XIX века и опирается на наблюдения, связанные с разрушительностью и ужасающими последствиями военных конфликтов. Сегодня военно-правовая отрасль постепенно получает признание все большего количества государств, что в результате предполагает введение соответствующих норм в системы национального права. Сегодня нет сомнений в необходимости соблюдения некоторых базовых норм, относящихся к отрасли военного права. При этом военное право в значительной степени воспринимается как продукт западной цивилизации.

Как исторические, так и правовые исследования, анализирующие процесс возникновения и эволюции этой правовой отрасли, оставляют без внимания вклад ислама в этот процесс. Между тем, наблюдаются значительные сходства между основными положениями ислама и идеями о войне и мире ряда знаменитых правоведов, входящих в число основателей современного международного права. Состоявшийся между Западом и исламом контакт, прежде всего - через Аль-Андалус, значительно ускорил взаимодействие двух цивилизаций. Как результат этого взаимодействия некоторые принципы ислама, связанные с концептами войны и мира, пусть и частично, были заимствованы западными мыслителями.

Читайте также: Цепочка преступлений американских военных

В сущности, если рассматривать право вооруженных конфликтов, то задолго до западного мира множество базовых принципов было сформулировано в рамках ислама. Так, в Сире, предметом которой являются научные знания о жизни Пророка, с практической точки зрения представлены разъяснения о военных конфликтах, в которых принимал участие Пророк, и нормах, которые он повелевал соблюдать в ходе этих конфликтов. Значительная часть исследований Сиры описывает, как должны вести себя мусульманские воины, и с какими обязанностями это связано.



В этих исследованиях можно наблюдать близкие аналогии с нормами, кодифицированными в современном праве вооруженных конфликтов. Если представить, что в тот период в западном мире отсутствовал какой-либо кодекс правил, которым необходимо было следовать в конфликтах, то можно более отчетливо понять значение вопроса. Именно поэтому ценным предметом исследования является роль ислама в развитии данной правовой отрасли на Западе. Фактически этот вклад мусульманской религии частично принят в соответствующей литературе, и, хоть и в символичной форме, он подкрепляется тем, что именем Имама Мухаммеда, являющегося крупным исламским мыслителем в области жизнеописания Пророка, назван один исследовательский институт.

При всей академичности проведенных исследований Сиры в них упущены некоторые важные детали. В качестве примера можно привести убеждение, содержащееся в этих исследованиях, согласно которому ислам соотносится с международным правом. В противовес этой точке зрения жизнеописание Пророка служит эквивалентом гуманитарного или военного права.

Также по теме: Когда военные кореспонденты перестают быть беспристрастными


Важность этого разделения состоит в следующем: в то время как международное право порождает ответственность перед государствами, объектом права вооруженных конфликтов в большей степени являются индивиды, для которых предусмотрена ответственность вследствие совершения определенных действий в ходе войны. Независимо от споров относительно того, есть ли у ислама теория о государстве, и навязывает ли мусульманская религия некое определение государства, можно говорить о наличии правил, которые мусульмане обязаны соблюдать в случае войны. Иными словами, даже если в исламе отсутствует представление о государстве, мусульмане при любых условиях должны соблюдать базовые правила, заимствованные из жизнеописания Пророка. С этой точки зрения существенное значение приобретает освоение мусульманами ряда основных норм, закрепленных в современном праве вооруженных конфликтов и определение индивидуальных обязанностей в рамках этих норм.