В течение многих лет одним из дискуссионных является вопрос о том, какое значение приобретает членство Турции в Европейском союзе. Этот вопрос обсуждается с двух точек зрения. Одни полагают: «Что бы мы ни делали, нас не примут в ЕС, поскольку мы мусульмане». Другие рассуждают: «Мы выполним все условия членства, не примут – и пусть».
В то время как продолжаются споры, конечно, необходимо осознавать, что Европа не представляет собой монолитный, единый организм и единое мышление. Наряду с противниками вступления Турции в ЕС существуют сторонники этой идеи, по мнению которых членство Турции является «обогащением» для Европы. В этой связи анализ рассматриваемого вопроса необходимо проводить в свете выражения – «есть две Европы».
Несомненно, наше «приключение», связанное с членством в ЕС, имеет давнюю историю. Если бы не Государственный переворот 12 сентября 1980 года, возможно, и мы достигли бы таких экономических и социальных возможностей, которые характерны для стран-членов ЕС. Как любому позитивному шагу, и этой ступени помешал переворот.
Хотя в последнее время активных действий, связанных с вступлением Турции в ЕС, не наблюдается, в 1990-е годы в этом направлении были предприняты серьезные шаги. Высказывались предположения о том, что «при вступлении в ЕС Турция потеряет свою религию». В дискуссии конца прошлого века победили приверженцы такой идеи: «Мы войдем в ЕС со своим азаном и минаретами». Действительно так и произошло. Несмотря на то, что Турция не смогла стать членом ЕС, благодаря мусульманам-эмигрантам, проживающим в странах Союза, как «азан», так и «минареты», уже давным-давно «вступили» в ЕС.
Большой популярностью сегодня пользуется коалиция сторонников следующей точки зрения: «Нас не примут в ЕС, откажемся от этой затеи». Однако вступление в Союз принесет пользу не только Турции, но и проживающим в Европе мусульманам. Социолог профессор Нилюфер Геле (Nilüfer Göle) при ответе на вопрос по данной тематике отметил следующее: «(…) Нам не следует отказываться от мусульманской идентичности. С этой точки зрения последние 20 лет – хороший пример. То, что мусульмане являются частью общественной сферы, связано не с идентичностью, а повседневной жизнью, взаимопроникновением, смешением. В силу проводимой политики идентичности Европа плохо проходит испытание исламом и мусульманами. Однако демократы-секуляристы в Турции посчитали возможным «танец» с мусульманами. Существовавшие преграды исчезли, мы согласились вместе разговаривать, думать, действовать, жить. Европа этот «танец» откладывает. В этом смысле мы видим, какое значение для ЕС приобретает членство Турции. (Вопрос: Почему?) Потому что углубление отношений Турции с ЕС предотвращает изоляцию от общества мусульман, проживающих в Европе. Построение отношений ЕС и Турции одновременно предполагает построение отношений с проживающими в границах ЕС мусульманами. (…) Хотя сегодня связи Турции и ЕС немного утратили свою интенсивность, как важна Турция для ЕС, так и ЕС для Турции» (Беседовал: Мурат Аксой (Murat Aksoy), Yeni Şafak, 21 октября 2012 года).
Как утверждается, войдет ли Турция в ЕС или нет – это касается не только населения Турции. Членство Турции затрагивает мусульман, которые проживают в Европе и, возможно, других государствах мира. Особенно мусульмане-жители христианских государств, извлекут пользу от вхождения Турции в ЕС. В таком случае «в порыве злости, желая избавиться от блох, не нужно сжигать одеяло», причиняя вред прежде всего себе. Профессор Нилюфер Геле (Nilüfer Göle), прокомментировав фильмы-«провокации», подготавливаемые с целью распространения «страха перед исламом», а также последовавшую за ними реакцию, отметил следующее: «Форма и жестокость подобных реакций, наблюдаемых в арабском мире, приносит исламу вред. (…) Распространяется мысль о том, что чрезмерная реактивность является пагубной для ислама и мусульман. Помимо этого, демонстрируется позиция, которая направлена на доказательство своей невиновности с опорой на исламский обычай посредством насилия и агрессивной реакции. (Вопрос: Что вы предлагаете?) Иногда необходимо уметь молчать, мужественно переносить боль, не придавать значения, поскольку зачастую цель подобных акций связана с определенного рода провокациями и стремлением подчинить условиям сиюминутной повестки дня. Основной успех состоит в том, чтобы не попадать в подобную ловушку».
Таким образом, вступление в ЕС для Турции предполагает не только «членство» в организации. Вместе с тем непременным условием является избегание ловушек, созданных с целью распространения «страха перед исламом».