Две недели тому назад исследовательский центр Pew указал на исторический пороговый сигнал: впервые протестантами себя считают всего 48% американцев. Да, это подавляющее большинство с пуританских времен съежилось до статуса меньшинства вместе со своим неизменным близнецом - белым, англо-саксонским, протестантским правящим классом.
Поскольку протестантская гегемония идет на убыль, давайте поразмышляем на тему аналогичного упадка упрощенческого, угрожающего нашему миру кредо, известного как «протестантская мораль». Этот торжественный закон нравственности освящает упорный труд, благополучие и власть над природой, благодушно измеряя прогресс показателями чистой прибыли и валового национального продукта. Это убеждение, объединяющее наши две партии в коллективной любви к установившемуся порядку вещей, а также сплачивающее реакционеров и фундаменталистов всего мира. Все они провозглашают божественную природу тяжелого труда, все говорят, что упорный труд все перетрет, и даже что работа - это спасение. Это признак и движущая сила «исключительности» и личного избавления.
Разве не считают крайние правые, что магия упорного труда решает проблемы преступности, бедности, расового неравенства, неурядиц в семье, экономического застоя и призрачных врагов, таящихся повсюду? Все тяжкие удары судьбы, говорят эти косные люди, можно преодолеть при помощи упорной работы, являющейся кузницей человеческих судеб, да и не только их. Эй, а что случилось с прежними теоретическими обещаниями об увеличении времени отдыха и досуга?
Читайте также: Все достойны уважения, в том числе и атеисты
Конечно, янки превозносят этого сообразительного американца по имени Бенджамин Франклин, который возвышал процветание, трудолюбие и упорство, заявляя, что «энергия и настойчивость меняют все». Но сегодняшнее идеологическое безумие искажает контекст первоочередных понятий, таких, как происхождение, пол, воспитание и семейные ценности. А школьников по-прежнему учат, что надо «работать, как вол», что «упорный труд ничто не заменит» (Томас Эдисон), и (мое любимое) что «тяжелая работа еще никого не убила» («Но зачем рисковать?», - съязвил как-то остроумный ведущий Эдгар Берген (Edgar Bergen).
Или давайте проверим вебсайт иерарха Митта. «Помогите Ромни вернуть Америку к работе», - гласит он, хотя сам Митт отказывается поддержать государственное образование, переподготовку кадров, а также оказывать помощь нуждающимся семьям. Вот такое оно, знаменитое «самообеспечение», за счет которого бедные вытащат себя за волосы из болота нужды.
Несомненно, финансовое благополучие Америки является отражением упорства и стойкости, которые прежде всего присущи низкооплачиваемым неквалифицированным рабочим. Но задумайтесь и о более важных преимуществах: независимость от центральной власти, относительная терпимость (а отсюда и этническое многообразие), несравненные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, леса, вода, минералы), а также очень удачное географическое положение между Европой и Азией. Военная мощь, материальные блага, изолированность, а также фактор везения - именно этим, а не просто упорным трудом объясняется то, почему 5 процентов мирового населения распоряжается 20 процентами мировых богатств.
Также по теме: Константин - символ релегиозной терпимости?
Наша трудовая религия
Вызов надо бросить не работе как таковой, а протестантским убеждениям насчет работы и пагубным представлениям о ней: 1) что материальное благополучие говорит о божественном предопределении; 2) что одной только силой воли (и правильными христианскими ценностями) можно преодолеть любые неравные условия; 3) что статус (читай: деньги) дает «победителям», таким как иерарх Ромни, моральное право командовать всем курятником. Но на самом деле, тяжелая работа как таковая ведет к истощению, и зачастую не дает даже прожиточного минимума. А хваленая американская социально-экономическая мобильность, которая так привлекала другие народы, сегодня эмигрировала в Канаду, в некоторые страны Европы и Азии.
Одного только прилежания недостаточно. Греки в среднем работают 2017 часов в год, имея двухнедельный отпуск. Это самый высокий показатель в Европе. Немцы вкалывают 1408 часов в год, а отпуск у них - вдвое длиннее. Однако Греция - это полная катастрофа (20% безработных), а Германия - экономический локомотив. На самом деле, наш Новый курс с его 40-часовой рабочей неделей сократил среднюю рабочую нагрузку в Америке на 25% (с 1900 по 1950 год). Однако это не помешало нам стать самой богатой в мире экономической державой (да и две мировые войны нас не разрушили, что тоже помогло).
Между прочим, Соединенные Штаты - это единственная крупная промышленная держава Запада, где не установлено время отпусков. И не только это. Вот что пишет журнал Time: «Средний американский рабочий в год зарабатывает 14 отпускных дней, но использует только 12, о чем свидетельствуют данные опроса, проведенного в 2011 году Expedia. Около четверти американцев вообще не уходят в отпуск. «Многие отказываются от законного отпуска, опасаясь потерять зарплату или место, а также страшась того объема работы, который накопится за время их отдыха».
Читайте также: Как русские выжили во времена воинствующего атеизма и пришли к Богу
Жизнь, свобода и навязчивая идея
На самом деле, отдых и досуг способствуют повышению производительности, о чем пишет Atlantic. Журнал Harvard Business Review показал, что «требование к консультантам по бизнесу брать выходные каждую неделю привело к увеличению эффективности их работы». Аналогичным образом, Journal of Epidemiology выяснил, что «гибкость интеллекта», «умственные способности», а также «способность решать проблемы, оперативная память и изобретательность» выше у тех, кто работает меньше 40 часов в неделю, чем у тех, кому приходится надрываться на работе по 55 часов. Короче говоря, тяжелая работа снижает эффективность, увеличивая стресс и усугубляя проблемы со здоровьем, препятствует физическим упражнениям, а также усиливает нашу зависимость от стимуляторов, таких как алкоголь, сигареты, лекарства и наркотики. Чрезмерная рабочая нагрузка может превратить жизнь человека в ад земной, и оправдать это можно лишь в том случае, если страдания (христиан) - это путь в рай.
Наши отцы-основатели выступали за «жизнь, свободу и стремление к счастью», но не за жизнь, свободу и навязчивые идеи. Связанные с работой расстройства (которые усугубляются из-за низкокалорийного фастфуда и нехватки сна) подрывают жизнь и душевное состояние миллионов - а отсюда наши низкие показатели в рейтингах счастья среди других стран. Опросы Института Гэллапа за период с 2005 по 2011 год показали, что страны, меньше работающие и больше отдыхающие, намного счастливее. Это Дания, Финляндия, Норвегия и Нидерланды. А мы хвастаемся, что обладаем «свободой» работать, загоняя себя раньше времени в могилу.
Также по теме: Урок религии - реформы начинают преподаватели
Перевернуть протестантскую мораль
Почему бы не выступить в новый крестовый поход, чтобы перевернуть протестантскую мораль? Почему бы не отказаться от стереотипов типа «работа - это спасение», «время деньги», и уж конечно «безделье-мать пороков»? Подобно добродетели, работа редко становится наградой сама по себе. В последнее время она превратилась в современную версию иллюзорного журавля в небе. А рядом с этим следуют и другие пагубные заблуждения: 1) что достоинство и авторитет человека определяются тем, насколько активно он эксплуатирует природу (вспомните о последствиях!); 2) что наше экономическое превосходство (позволяющее создавать военную мощь) превращает нас в богоизбранный народ, способный править миром. Великолепная идея, особенно в последнее время! Где именно протестантская традиция подтверждает, что «сильный прав», где она одобряет имперское преимущественное право? Оставляю это на суд богословам.
Проблема эта приобрела глобальный характер, поскольку мы экспортируем свою извращенную версию «свободного» рыночного капитализма с очень высокими внешними издержками, такими как огромные пятна от разлива нефти. Распространение трудовой этики протестантов по всему миру усиливает болезнь, и вдобавок к этому подпитывает абсолютно несбыточную надежду на то, что пять с лишним миллиардов людей могут жить как «богатые американцы». «Прогресс», который подразумевает протестантская мораль, это ужасное противоречие: прославляющий материальный успех индустриализм должен расти в геометрической прогрессии, чтобы преуспевать и давать блага. Однако земные ресурсы явно и болезненно ограничены, и ситуация ухудшается по мере роста численности населения. А это ужасное допущение о прогрессе наталкивается на непреодолимые ограничения природы. Мать-природа в конечном итоге посмеется над нашей вымышленной человеческой властью.
Здесь еще раз можно привести слова Бенджамина Франклина против тех, кто отрицает, что климатические изменения смотрят прямо нам в лицо: «Мы все рождаемся невежественными, но надо упорно стараться, чтобы оставаться глупым». Насколько упорно надо стараться, чтобы найти альтернативу глупости, прославляющей контрпродуктивный, отнимающий здоровье и жизнь тяжелый труд - который разрушает жизнь, а не служит ей?