Выборы 1994 года были последними демократическими выборами в стране, на которые добровольно согласился Кравчук, а выиграл Кучма. Но уже через пять лет в Украине были проведены самые грязные выборы за всю независимую историю. Как известно, в 1999-м Кучма переизбрался на второй срок — были применены неслыханные до этого административный ресурс и черные технологии. Главным из которых стало возвращение на политическую авансцену коммунистов. Из лидера красных — Петра Симоненко сделали главного конкурента Кучмы, и последний прогнозируемо победил. Именно во время первой каденции второго президента были заложены основы нынешней политической системы: клановость, олигархизация, распространение коррупции...
В политику пришли не просто деньги, а большие деньги. Интересы, приумножение и сохранение которых стало определять отечественную политику.
«Многое из того, что происходит сегодня, было заложено еще в 90-е годы, — комментирует ситуацию политолог Сергей Жижко. — Еще тогда научились использовать технологии, когда якобы выполняется закон, но мнения людей приватизируются, искажаются голоса избирателей. Аналогично приватизации заводов и фабрик происходил захват власти. Выборы 1990 и 1994 гг. были более-менее чистыми, не было так много манипуляций и фальсификаций. А вот уже президентские выборы 1999 года были очень грязными. Например, во времена Кучмы была традиция, когда председатель участковой комиссии (так подбирали людей) заезжал в районную администрацию, где ему могли дать другой протокол, даже дать другие пачки с бюллетенями. Это все мы проходили. Еще тогда власть была малолегитимной, потому что формировала себя за счет спекуляций и фальсификации выборов».
«Была основана система, когда власть, правоохранительные органы, даже спецслужбы работали на то, чтобы дать запланированный результат, — подчеркивает Жижко. — Еще тогда люди, которые почувствовали, что можно приватизировать собственность, крупные предприятия с помощью взяток, админресурса и махинаций, также поняли, что так же можно приватизировать и избирательные кампании, партии, создавать новые фракции, манипулировать политическими силами на выборах. Они почувствовали, что народ будто бы все понимает, но он не успевает так быстро изменить свое мнение, чтобы успешно бороться на выборах со своими субъектами. Тем более, эти субъекты потом скупаются. Результаты выборов искажаются путем перекупки тушек и т.д. Кучма активно этим занимался. Тогда они поняли, что можно держать народ в состоянии постоянного обмана».
В течение следующих пяти лет правления Кучмы (1999—2004 гг.) эта система лишь закрепилась и расширилась. Безнаказанность и вседозволенность привели к тому, что происходили страшные вещи: убийство журналиста Георгия Гонгадзе, похищение и избиение общественного деятеля Алексея Подольского, нападение на народного депутата Александра Ельяшкевича, смерть Юрия Кравченко, Георгия Кирпы... Все эти ужасные страницы современной истории и до сих пор не пролистаны. А все потому, что старая система процветает.
Как результат мы получили оранжевую революцию. «В 2004-ом народ мобилизировался вместе с оппозицией, но изменить систему не удалось, — говорит Жижко. — Система лишь закрепилась, она стала более совершенной. Сегодня политический режим даже более централизован, циничен, более агрессивен, опытен в своей псевдодемократической демагогии. Нынешняя власть уже использует улучшенные технологии. Научились фальсифицировать на нескольких этапах. Первый — публичное представление кандидата от власти, когда за год-два ведется целеустремленная агитационная кампания ради представления человека. Оппозиция в это время фактически не имеет возможности представить своего кандидата. Второй — это формирование округов, комиссий и тому подобное. Здесь также происходят манипуляции и подтасовки. Третий — это предвыборная кампания, когда осуществляется административное давление на оппозиционных кандидатов. Четвертый этап — сам процесс голосования, в рамках которого также происходят манипуляции. Пятый — подделка во время подсчета голосов».
Тем временем, Надя Дюк, вице-президент Национального фонда демократии на Радио Свобода отметила: «Украинцы технически умеют проводить выборы, чтобы международные наблюдатели не увидели массовых нарушений. Но общий фон не был хорошим».
Как пример современных фальсификаций и махинаций результатами волеизъявления, можно привести ситуацию с округами. Но эти выборы показали, что деньги теряют свое всемогущество.
Теперь уже окончательно понятно, что «битва» за столицу Партией регионов проиграна в чистую. Нет ни одного избирательного округа, где бы представитель партии власти взял большинство. Для того чтобы хоть как-то сохранить лицо, «регионалами» делается все, чтобы протянуть хотя бы нескольких благосклонных к власти самовыдвиженцев. Символом противостояния стал округ №215, где развернулась острая борьба между представителем «Свободы» Андреем Ильенко и самовыдвиженцем, секретарем Киевского городского совета Галиной Герегой. Подобная ситуация и в других округах, причем, не только киевских. Несмотря на то, что упомянутыми псевдосамовыдвиженцами и другими протеже власти были потрачены огромные деньги на свои округа, на их стороне также был админресурс, главным методом фальсификации подсчета голосов стала задержка работы окружных избирательных комиссий. Были такие округа, как например №223, где развернулась борьба между самовыдвиженцем Виктором Пилипишиным и еще одним свободовцем Юрием Левченко, у которых к обеду вчерашнего дня, была посчитана лишь четверть бюллетеней.