Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия на Ближнем Востоке

© коллаж ИноСМИРоссии надо позволить на ближнем востоке попытаться всех примирить
России надо позволить на ближнем востоке попытаться всех примирить
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если подвести итоги политики Москвы в регионе после начала арабской весны, получается, что ее влияние пошло на спад, а текущее развитие событий идет вразрез с ее интересами. Ее опорные пункты рушатся один за другим. Позиция по Сирии была негативно воспринята в общественном мнении арабских стран. Неизбежное крушение сирийского режима напрямую ударит по ее интересам.

Бывший высокопоставленный сотрудник Министерства иностранных дел Франции Дени Бошар представляет нам свою точку зрения на роль России на Ближнем Востоке. Она представляет особый интерес в свете «арабской весны» и восстания в соседней Сирии. Как бы то ни было, бывший посол в Иордании Денни Бошар отмечает, что российская позиция по текущим преобразованиям в арабском мире вовсе не однозначна. Сам он только что вернулся из Москвы, где принимал участие в семинаре Российской ассоциации международных исследований (РАМИ).

Царскую Россию и СССР неизменно отличал немалый интерес к Ближнему Востоку, который вписывался в рамки политики выхода к «теплым морям». В XIX веке его отражением стало создание в Академии наук Института востоковедения, который в скором времени отметит свой двухсотлетний юбилей. В прошлом этой организации уже неоднократно доводилось играть видную роль, в первую очередь - при Евгении Примакове, который был директором института с 1977 по 1985 год. Так, после Второй мировой войны СССР пользовался заметным влиянием во многих так называемых «прогрессивных» странах, а Ближний Восток превратился в один из театров холодной войны. В этой борьбе у СССР были победы и поражения, в частности - потеря Египта, который при президенте Садате переместился в западный лагерь.


Возвращение России

После распада СССР в 1989 году и последовавшего за ним «черного десятилетия» завоеванные раньше позиции оказались под угрозой. Растерявшая все силы Россия была вынуждена принять гегемоническое влияние США, которое утвердилось по всему миру во время кризиса и войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах. Тем не менее, сразу же после вступления в должность президента страны Владимир Путин принялся за восстановление сформированных в советскую эпоху отношений, а также включил в их сферу еще два государства, Саудовскую Аравию и Израиль, связи с которыми в прошлом были в лучшем случае очень слабы. Путин принял в Москве множество арабских гостей и неоднократно отправлялся в турне по Ближнему Востоку в качестве президента и премьер-министра. Медведев действовал в том же ключе.


В 2007 году глава российского государства впервые отправился с визитом в Саудовскую Аравию в ответ на любезность короля Абдаллы, который побывал в Москве в 2003 году еще будучи наследным принцем. Монарх принял российского лидера, как вестника «мира и справедливости». Встречи должны были послужить основой для переговоров по представляющим общие интересы вопросам, - таким, как Палестина и Ирак. Кроме того, предполагалось обсудить беспокойство России по поводу подрывной деятельности исламистских движений на ее территории и в Средней Азии, которые, по мнению Москвы, пользовались поддержкой если не саудовских властей, то, по крайней мере, некоторых близких к ним кругов.

Остававшиеся долгое время напряженными отношения с Израилем также ощутимо улучшились после первого официального визита главы государства в 2005 году. Мотивом для него мог послужить традиционный интерес Москвы к православной церкви на святой земле.


Формирование в стране значительного сообщества выходцев из России (почти миллион человек) в 1990-х годах естественным образом лишь укрепляло этот интерес, тогда как Москва начала приобретать все больший вес в израильской внутренней политике. Регулярные встречи на высшем уровне (президент Путин побывал в Израиле в июне этого года, а Биньямина Нетаньяху в ближайшее время ожидают в Москве) позволили сформировать теплые, дружеские и партнерские отношения. Они в частности объясняют все более сдержанную позицию России в палестинском вопросе. На общие интересы двух государств (в частности - в сфере борьбы с терроризмом) накладываются личные симпатии президента Путина и его восхищение израильским опытом. Посольство Израиля в России, в котором преимущественно работают выходцы из бывшего СССР (начиная с самого посла Доррит Голендер, репатриировавшейся в Израиль в 1967 году), всячески стремится поддерживать эти доверительные отношения и развивать двусторонние связи. Такие доброжелательные отношения сказываются на позиции России по «мирному процессу» на Ближнем Востоке, который, по ее мнению, зашел в тупик. Никто в Москве больше не верит в формирование настоящего палестинского государства.

Исторически отношения России с Ираном всегда были непростыми или даже конфликтными. В царские времена политическая «игра» с Великобританией привела к формированию в Персии двойной зоны влияния: север страны отходил к Российской Империи, а юг – к Британской. Попытка аннексировать населенный азербайджанцами северо-запад Ирана после Второй мировой войны лишь усилила климат враждебности, который поддерживала дружественная США шахская власть. Приход к власти имама Хомейни улучшить ситуацию тоже не мог: атеистский СССР значился в списке дьявольских режимов новой власти. Распад Советского Союза создал новый расклад и подтолкнул Россию и Иран к сближению в условиях растущего влияния и присутствия Америки на Ближнем Востоке. Сотрудничество стран в «чувствительных» секторах (нефть и газ, ядерная энергетика и строительство АЭС в Бушере, оборонная промышленность и поставки самого разного вооружения) набирало обороты при том, что с 1996 года на Тегеран были наложены американские санкции. Признание существования общих интересов, в первую очередь на Кавказе и в Средней Азии, лишь подстегивало это сближение. Возникшая в 2006 году напряженность в отношениях Ирана и Запада по вопросу ядерной программы вынудило Россию блокировать принятие самых жестких санкций в Совете безопасности Организации объединенных наций, несмотря на (мы рассмотрим это чуть ниже) растущее раздражение по поводу политики Тегерана.

Так, накануне арабской весны Росси удалось вернуться на Ближний Восток: она заявила о своих интересах и укрепила экономическое присутствие или даже военное сотрудничество не только с бывшими протеже времен СССР (например, Сирией), но также и новыми партнерами, такими как Израиль, Саудовская Аравия, Иордания и Иран.


Арабская весна, вероятно, застала Россию врасплох, как и западные правительства. С тех пор с ее стороны ощущается замешательство, превратившееся в неприкрытую враждебность к движению, которое, по мнению Москвы, угрожает ее собственным интересам и стабильности всего региона. В то же время российские власти, в том числе и президент Медведев, приветствовали «демократические стремления» арабских народов. Как бы то ни было, их удивляет слепота западных стран перед лицом того, что они считают подъемом радикального исламизма.


В рамках недавно организованного РАМИ семинара состоялся круглый стол с участием российских и иностранных экспертов, на котором обсуждались мотивы непонятой на Западе позиции России по поводу арабской весны и кризисов на Ближнем Востоке. Семинар оказался тем интереснее, что заявления с российской стороны вовсе не были единогласными. Позицию Москвы нужно рассматривать в рамках основных направлений ее внешней политики, которая по многим позициям является продолжением курса советских времен.

Основные направления российской внешней политики

Защита национального суверенитета

Защита национального суверенитета и неприятие вмешательства во внутренние дела государств входят в число принципов, которые Россия, как в прошлом и СССР, защищает (иногда даже чрезмерно) жестким и решительным образом. Наступление Владимира Путина на США во время конференции по безопасности в Мюнхене 2 октября 2007 года служит показательным тому примером: он открыто назвал их государством, которое стремится навязать свое мнение во всех областях, политике, экономике, культуре и т.д. Именно Вашингтон является его целью, когда он говорит о все более серьезных посягательствах на основополагающие принципы международного права или критикует чрезмерное и бесконтрольное применение военной силы в международных отношениях. В результате Россия всегда с самым пристальным вниманием рассматривает резолюции Совета безопасности на основе статьи VII. Тем более что несколько раз она уже позволила застигнуть себя врасплох. Таким образом, полемика вокруг резолюции 1973 с мандатом на военное вмешательство в рамках «ответственности по защите» мирного населения представляет интерес сразу с нескольких точек зрения. Изначально решение России воздержаться на голосовании выглядело удивительным: инициатива президента Медведева противоречила мнению посла в Триполи и стала причиной для одной из редких размолвок с Путиным (премьер-министр назвал вмешательство НАТО «крестовым походом»). То, как коалиция во главе с НАТО интерпретировала резолюцию 1973, стало тяжелым ударом для российской дипломатии: она рассматривает его как искажение процедуры и превышение установленных мандатом границ, а также серьезный просчет со своей стороны. Как следствие, принятие сейчас какой-либо еще резолюции подобного рода, по мнению россиян, полностью исключено.

В целом любое вмешательство НАТО воспринимается в Москве с недоверием: международная организация не вправе заниматься сменой режимов, решение о которой может принять лишь исключительно мирное население. Эта позиция недавно вновь прозвучала в выступлении министра иностранных дел Сергея Лаврова в Генеральной ассамблее ООН: «Все наши действия должны опираться на прочную почву устава ООН, в котором нет ничего, что давало бы право заниматься сменой режимов. (…) Настаивая на прекращении огня только правительством и поощряя оппозицию к наращиванию боевых действий, они, по сути, толкают Сирию еще глубже в пучину кровавой междоусобицы».

Примат безопасности над политикой

Россия буквально одержима своей безопасностью в первую очередь с точки зрения вмешательства других государств. В Москве укоренилась навязчивая идея об американском «заговоре» как в арабских странах, так и в государствах ее собственной сферы влияния. Эта атмосфера подозрительности проявляется тем сильнее, что российское руководство воспринимает прошедшие в ее зоне влияния «цветные революции» как плод деятельности США, которые стремятся к дестабилизации существующих режимов с помощью поддержки некоммерческих и в первую очередь правозащитных организаций. Президент Путин заходит в этом еще дальше и полагает, что Вашингтон непосредственно манипулирует развивающейся в России оппозицией. Параноидальная вера в теорию заговора сегодня сильна как никогда. Одним из ее проявления стала попытка приравнять к преступлению любое внешнее финансирование российских НКО. Как и недавнее выдворение из страны Агентства США по международному развитию.


Касаются вопросы безопасности также и мусульманского населения, которое проживает на территории Российской Федерации и вдоль ее границ (речь идет о пяти бывших советских республиках в Средней Азии). Этот момент имеет большое значение в формировании внешней политики. Так, в России в настоящий момент насчитывается 22 миллиона мусульман, крупнейшие скопления которых находятся в Москве, в Поволжье, на Кавказе и на Дальнем Востоке. Кроме того, на территорию страны прибывает множество (зачастую нелегальных) мигрантов из Средней Азии. Ситуацию рассматривают с точки зрения безопасности. Мусульманское сообщество находится под пристальным надзором из-за опасности, которую представляют радикальные исламистские группы для стабильности государства. Власти опасаются, что нынешняя радикализация в мусульманском мире может отразиться на внутренней безопасности России и стран Средней Азии. Это беспокойство тем сильнее, что в стране укоренилось традиционно негативное восприятие мусульманского мира, который еще в XIX веке считали диким, жестоким и бескультурным пространством. Эта ксенофобия изначально была направлена в сторону Турции, однако затем перекинулась также на персов и арабов.

Таким образом, немалая роль в процессе принятия решений отводится спецслужбам (в прошлом – КГБ, сегодня – ФСБ), особенно сейчас, когда Путин поставил некоторых их представителей на высшие государственные посты. Подобный подход к вопросам безопасности позволяет объяснить тот факт, что влияние Министерства иностранных дел и лично Сергея Лаврова в сфере информации, анализа и предложений вторично по отношению к статусу спецслужб. Министр сегодня скорее блестящий исполнитель, нежели влиятельный стратег. В основу внешней политики ложатся преимущественно соображения безопасности.

Стремление к статусу великой державы

Стремление России заявить о себе как о великой державе также играет важную роль в ее поведении на международной арене. После 1990-х годов, которые воспринимаются в российском общественном мнении как период упадка и унижений, внешняя политика тандема Путин–Медведев была нацелена на то, чтобы вернуть России ее прежний вес в международных отношениях, пусть даже ее возможности не в полной мере отвечают желаниям. Так, в уже упомянутом выше выступлении в Мюнхене звучит критика однополярного (то есть ведомого США) мира, которая свидетельствует о желании Москвы, как в прошлом, играть на ключевых ролях. Текущая модель не только неприемлема, но и невозможна, подчеркивал Путин. В этой связи Россия намеревается в полной мере использовать свой статус постоянного члена Совета безопасности. В лучших традициях Советского Союза она без колебаний грозит использовать (и нередко использует) свое право вето, чтобы создать препятствия для интересов США, а также добиться от них признания ее великой державой. Применительно к Ближнему Востоку это означает, что Москва больше не хочет позволять американской сверхдержаве действовать так, как ей вздумается, и собирается играть весомую роль в этом стратегическом регионе. Россия стремится вновь стать ключевым игроком в решении ближневосточных проблем.

Все эти направления внешней политики позволяют лучше понять позицию России по иранской проблеме и арабской весне, пусть даже в риторической сфере российские лидеры даже приветствуют ее. В целом, все можно свести к трем словам: замешательство, недоверие и осторожность.

Замешательство при виде арабской весны

Начало арабской весны привело российскую власть в замешательство. Тем не менее, в опубликованном в июне 2012 года отчете дискуссионного клуба «Валдай» (тесно связан с Институтом востоковедения) приводится иногда более чем адекватный анализ арабской весны. В нем в частности говорится, что в основу тенденции легло накопление недовольства в арабских народах, а также действия крайне многочисленного молодого поколения (2/3 населения моложе 35 лет). В то же время особый упор на роли исламистов (в частности там предлагается заменить выражение «арабская весна» на «исламистское восстание») говорит о беспокойстве России и ее стремлении подчеркнуть опасность угрозы, которая исходит от радикального по ее мнению ислама. Если эти движения и хотят развития демократии, то речь неизменно идет о демократии в ее исламистском понимании, так как принцип светского государства считается ими глубоко ошибочным с идеологической точки зрения. В докладе также особо отмечается роль «внешних сил» (то есть западных стран) и утверждается, что «убийство Каддафи» было совершено с молчаливого согласия или даже при поддержке вооруженных сил из Европы и стран Персидского залива.


Что касается Туниса, где у России нет каких-то особых интересов, президент Медведев приветствовал установление в стране демократии во время Давосского саммита в марте 2011 года. То же самое касается и Египта, пусть даже, как ни парадоксально, россияне не стали скрывать удивления и беспокойства по поводу того, как быстро США бросили на произвол судьбы президента Мубарака.

По вопросу Ливии Россия поначалу также демонстрировала свое недовольство, однако затем все же предпочла воздержаться на голосовании в Совете безопасности по резолюции 1973 в марте 2011 года. Это решение, которое противоречило ее традиционной позицией и интересам, вызвало удивление. Тем не менее, объяснить его могут сразу несколько причин: стремление президента Медведева сыграть в открытость по отношению к западным странам, жестокость и угрозы со стороны полковника Каддафи и его сына Сейфа аль-Ислама в адрес населения Бенгази, гарантии насчет военного вмешательства со стороны Лиги арабских государств. В тот момент на саммите в Довиле Медведев заявил, что Каддафи должен уйти. Как бы то ни было, Россия не отказалась от попыток вести переговоры в поисках полюбовного соглашения. В июне она отправила в страну своего эмиссара Михаила Маргелова (председатель комитета Совета Федерации по международным делам), который должен был сыграть роль посредника, опираясь на контакты с ливийским лидером, а также представителями Африканского союза. Безжалостное убийство вождя и широкая интерпретация резолюции 1973 со стороны коалиции буквально поразили российские власти, которые почувствовали себя обманутыми и согласились признать (причем неохотно и с оговорками) Национальный переходный совет Ливийской Республики лишь 1 сентября 2011 года.

Касательно Бахрейна и Йемена, Россия также заняла осторожную позицию, призвав, тем не менее, стороны к поиску мирных решений.

Сирийский вопрос встал совершенно иначе. Россияне прекрасно понимают причины восстания населения Сирии и не стесняются критиковать режим Башара Асада. В докладе «Валдая» в частности подчеркивается, что с монополией партии «Баас» политическая жизнь стала неприемлемым анахронизмом, и что неспособность власти провести реформы в значительной мере привела к возникновению мятежа.

Как бы то ни было, сирийский кризис был отмечен ужесточением российской позиции и политикой блокады резолюций в Совете безопасности. Дело в том, что на уже упомянутые выше моменты в случае Сирии накладываются также особые или даже конъюнктурные факторы.


Прежде всего, Сирия – это последний опорный пункт России на арабском Ближнем Востоке. Влияние Советского Союза ощущалось здесь еще при президенте Шукри аль-Куатли в 1950-х годах, то есть еще до прихода к власти в 1970 году Хафеза Асада, который сделал его только сильнее. В 1980 году страны подписали договор о дружбе. Торговый оборот неизменно рос, как, впрочем, и долги Дамаска Москве. Военно-техническое сотрудничество насчитывает долгую историю и принимает самые разные формы. На вооружении сирийской армии (одна из самых многочисленных на Ближнем Востоке – 400 000 человек) стоит преимущественно российская техника, которая в прошлом закупалась примерно на 700 миллионов долларов в год. Несколько поколений сирийских офицеров прошли подготовку в России, что повлекло за собой формирование личных связей. Созданная в 1971 году российская военно-морская база в Тартусе (единственная на всем Средиземноморье) недавно была снова открыта. В стране по-прежнему работают российские военные консультанты (их, без сомнения, насчитывается здесь более тысячи). Кроме того, во время визита президента Медведева в мае 2011 года были заложены основы сотрудничества в ядерной и энергетической сфере.

Более того, отношения приобрели и общественную окраску (более 50 000 смешанных супружеских пар), тогда как у российского патриархата и сирийской православной церкви сложились тесные связи. Это меньшинство (как в целом и все остальные), несмотря на несколько несогласных голосов, продолжает поддерживать режим Башара Асада из опасения, что в случае падения режима к власти придут исламисты. Примеры Ирака (страну покинули больше половины всех христиан) и Египта лишь подтверждают эту точку зрения. Президент России неизменно уделяет большое внимание поддержке патриархата.

В целом Россия считает, что Запад недооценивает риск захвата власти исламистскими движениями, что может отразиться на ее собственной безопасности и безопасности западных стран. 27 сентября президент Путин заявил, что ответственность за нынешний кризис лежит именно на них, а также Саудовской Аравии и Катаре. Уход Асада и расформирование его режима не способны стать решением проблемы. Более того, страна может наоборот погрузиться во всеобщий хаос или даже развалиться на части. Она также может превратиться в тыловую базу для уже девствующих на ее территории радикальных исламистских течений и международного терроризма. Учитывая полную неразбериху в Ливии, которая стала жертвой противостояния разнообразных вооруженных отрядов, Россия упрекает западные государства в наивности и безответственности: в Москве не видят ни одного серьезного проекта на «завтрашний день».

Таким образом, российские власти стремятся быть прагматичными и хотят прийти к дипломатическому и организованному решению. Они полагают, что применение силы только способствует хаосу, как это уже показали примеры Ирака и Ливии. Россияне дают понять, что не считают необходимым сохранение у власти Башара Асада, и не скрывают, что их отношения с сирийским властями иногда складываются довольно непросто (об этом в частности говорит недавний арест имеющего хорошие связи в Москве левого оппозиционера Абделя Азиза аль-Хайра). Они осознают, что их поле для маневра и возможности повлиять на ситуацию ограничены. Тем не менее, в докладе «Валдая» отмечается, что ситуация зашла в тупик и что у режима больше нет достаточных сил, чтобы устранить оппозицию, которая в свою очередь, несмотря на существенную поддержку, неспособна взять в руки власть без прямого иностранного вмешательства.


Уход Башара Асада может стать частью дипломатического решения. Именно об этом говорил Михаил Богданов во время визита в Париж в середине сентября. В своем интервью Le Figaro он подчеркнул, что основой для такого решения могли бы послужить женевские соглашения, в которых прописаны принципы организации переходного механизма (в западных странах не согласны с подобной системой). По его словам, это единственная «дорожная карта», которая может привести к чему-то вроде таифской конференции с участием всех сторон конфликта. Такая позиция не мешает России налаживать контакты с оппозицией, в том числе и «Братьями-мусульманами». Уверенность России в непрофессионализме этого движения и царящем в нем разброде вызывает у нее серьезные сомнения насчет его способности представить хоть сколько-нибудь заслуживающую доверие альтернативу существующему режиму. Эта позиция по Сирии утверждается тем отчетливее, что Россия убеждена (обоснованно или нет), что сирийский вопрос не является ключевым для США. В любом случае, все наводит на мысль, что на существенные изменения в ней ближайшее время рассчитывать не приходится. Сергей Лавров не случайно напоминал в Нью-Йорке о том, что основополагающие принципы ооновской хартии не дают права на смещение режима.

Такая жесткая позиция привела к значительному ухудшению отношений со странами Персидского залива (в первую очередь Саудовской Аравией и Катаром), несмотря на куда более сдержанные заявления по Бахрейну и Йемену. Серьезнейший инцидент в декабре 2011 года, когда российский посол в Дохе был избит в результате конфликта с сотрудниками аэропорта, вызвал самую резкую реакцию Москвы и отзыву послов. За ним последовало не менее существенное происшествие за кулисами заседания в Совете безопасности ООН: постоянный представитель России пригрозил премьер-министру Катара шейху Хамаду бин Джасему, что его страны «не будет» (позднее сам он всячески опровергал это заявление). В любом случае, это никак не помешало близким к власти СМИ провести информационную кампанию против эмирата, обвинив его в распространении радикального исламизма.

Сложные отношения с Ираном


Помимо арабской весны одним из ключевых вопросов для Москвы является Иран. С 1991 года между двумя странами крепнет сотрудничество в стратегических областях (ядерная отрасль, вооружение, энергетика, космос). Иранская ядерная программа дала России еще одну возможность продемонстрировать свое стремление к влиянию на Ближнем Востоке. В этой связи она продолжает защищать Исламскую республику, хотя сама как ядерная держава явно не заинтересована в том, чтобы в ее непосредственном окружении появилось государство с возможностями по созданию ядерного арсенала (пусть даже оно и не переступит «порог»). Так, Москва неизменно выступает простив любых серьезных санкций на уровне Совета безопасности: она полагает, что они неэффективны и ведут лишь к ожесточению иранского режима. Официально утверждается, что у иранской ядерной программы исключительно мирные цели. Таким образом, разногласия с западными странами касаются не только природы иранской ядерной программы и нынешней стадии ее реализации, но и методов, которые нужно использовать, чтобы заставить Тегеран отказаться от ее продолжения.


Несмотря на эту защиту, между Москвой и Тегераном продолжают нарастать разногласия, в чем легко можно убедиться на примере иранской прессы. Бушерская АЭС до сих пор остается под управлением российских техников, которые сомневаются в способности их иранских коллег обеспечить ее нормальную работу. Отмена контракта на поставку ракетных комплексов С-300 (при том, что с юридической точки зрения Россия не была обязана отказываться от сделки, так как резолюция Совета безопасности касается лишь наступательных вооружений) был расценен как недружественный жест и стремление задобрить Израиль. Кроме того, оно стало предметом споров, которые должен рассмотреть международный суд. Хотя Россия и поддерживает Иран на международной арене, в их отношениях царит взаимное недоверие, и складываются они зачастую вовсе не лучшим образом. В Иране вспоминают, как в период с 1995 по 2000 год все поставки российского оружия были приостановлены в силу соглашения Москвы и Вашингтона. Вообще, российско-иранский альянс является чистой воды продуктом реальной политики. Для президента Путина нынешняя ситуация – это возможность создать препятствия для американской «гегемонии» на Ближнем Востоке и продемонстрировать если уж не стремление к мощи, то как минимум способность поставить помехи. Кроме того, Россия может использовать Иран и как разменную монету в игре с США. И в Тегеране прекрасно это понимают.

Как мы уже отмечали, в 2000-х годах тандему Путин-Медведев удалось установить определенное присутствие России на Ближнем Востоке и дружеские отношения с рядом государств, в том числе и странами Персидского залива. Если подвести итоги политики Москвы в регионе после начала арабской весны, получается, что ее влияние пошло на спад, а текущее развитие событий идет вразрез с ее интересами. Ее опорные пункты рушатся один за другим. Позиция по Сирии была негативно воспринята в общественном мнении арабских стран и некоторых правительствах с исламистской окраской (в том числе и в неарабских государствах, например, Турции). Неизбежное крушение сирийского режима напрямую ударит по ее интересам. Все более напряженные отношения с союзниками, Сирией и Ираном, говорят о слабости ее влияния. Тем не менее, вполне возможно, что даже в этих условиях Россия продолжит придерживаться политики, которая не желает принимать глубинные преобразования в этой стратегической зоне и наглядно свидетельствует о ее неспособности адаптироваться к новой обстановке. Ее внешняя политика на Ближнем Востоке требует обновления. И у нас нет уверенности в том, что нынешняя власть, которая зациклилась на своих принципах и неизменно отдает предпочтения соображениям безопасности, будет в состоянии сделать провести ее.