В мире 100 миллионов детей, не имеющих возможности пойти в первый класс школы. Поэтому организация One Laptop Per Child (Один портативный компьютер на ребенка) пытается провести некие инновации в двух отдаленных деревнях Эфиопии. Она просто раздает там детям планшетники с загруженными на них программами и смотрит, что будет дальше.
Цель заключается в следующем: посмотреть, смогут ли неграмотные детишки, ранее не встречавшие написанных слов, самостоятельно научиться читать, экспериментируя с компьютером и загруженными в него играми с алфавитом, электронными книгами, фильмами, мультфильмами, картинами и прочими программами.
Первые результаты наблюдений внушают оптимизм, заявил на прошлой неделе на конференции EmTech в Массачусетском технологическом институте Николас Негропонте (Nicholas Negroponte), основатель организации One Laptop Per Child.
Упомянутые компьютеры - это планшетники Xoom компании Motorola. Они используются вместе с системой подзарядки от солнца, пользоваться которой сотрудники организации научили взрослых жителей деревень. Раз в неделю сотрудник One Laptop Per Child приезжает в эти деревни и меняет карты памяти, чтобы исследователи могли понять, как используются переданные детям компьютеры.
Прошло несколько месяцев, и детишки в обеих деревнях продолжают активно пользоваться полученными устройствами, регулярно заряжая их. Исследователи отметили, что они пересказывают «алфавитную песню» и даже составляют слова из букв. Один мальчик, игравший в обучающие грамоте игры с картинками животных, открыл программу рисования и написал слово «лев».
Эксперимент проводится в двух далеких друг от друга деревнях, находящихся примерно в 80 километрах от Аддис-Абебы. В нем участвуют около 20 детей в возрасте первоклассников. Одна деревня называется Уончи, и расположена она на краю вулканического кратера на высоте около 4000 тысяч метров. Вторая носит название Волончете и находится в долине, в зоне Великого африканского разлома. Живущие там дети никогда прежде не видели печатных материалов, дорожных знаков и даже упаковок с написанными на них словами, говорит Негропонте.
В этом году сотрудники его организации привезли в деревни закрытые коробки с компьютерами, которые были перемотаны скотчем и не имели никаких инструкций. «Я думал, дети будут играть с коробками. Но уже через четыре минуты один ребенок не только открыл коробку, но и нашел кнопку включения и нажал на нее. Через пять дней они использовали 47 приложений в день - в расчете на каждого ребенка. Через пять дней они распевали у себя в деревне песни с алфавитом, а через пять месяцев взломали Android, - рассказывает Негропонте. - Какой-то идиот из нашей организации или из Media Lab отключил камеру, так эти ребята выяснили, где она, и взломали Android».
Комментируя позднее рассказ Негропонте о юных хакерах, старший сотрудник его организации по технологиям Эд Макнирни (Ed McNierney) заявил, что детишки свели на нет все усилия One Laptop Per Child закрепить настройки рабочего стола. «Дети полностью перестроили рабочий стол под свои запросы - и каждый планшетник выглядел уже по-своему. А мы установили программу, чтобы не дать им сделать это, - сказал Макнирни. - То, что они сумели обойти ее, говорит об их творческом подходе, о пытливости, о стремлении к познанию, что, на наш взгляд, крайне важно для процесса обучения».
«Если они смогут научиться читать, они смогут читать, чтобы учиться».
Во время интервью после своего выступления, Негропонте сказал, что первые результаты оказались многообещающими, однако для выводов о том, могут ли дети таким способом научиться читать, потребуется больше времени. «Если будет финансирование, можно продолжить эту работу еще на год-два, чтобы прийти к заключению, которое будет приемлемо для научного сообщества, - заявил Негропонте. - Нам в этом случае придется начать все с нуля в новой деревне».
Идея раздать компьютеры за рамками школьных программ стала новой моделью работы One Laptop Per Child. В конце 2000-х годов организация сосредоточилась на распределении миниатюрных и крепких ноутбуков XO и раздала около 3 миллионов штук детям в 40 странах. Тогда компьютеры отправляли в школы, включая одну в Перу.
Раздача компьютеров детям из бедных семей напрямую, причем без всяких инструкций, - это еще более амбициозная затея. «Что мы можем сделать для тех 100 миллионов детей во всем мире, которые не ходят в школу? - спросил Макнирни. - Можем ли мы обеспечить их инструментом для чтения и учебы - без школ, учителей, учебников и всего прочего?»