К 2030 году Украина планирует получать от альтернативной энергетики – солнца и ветра – 4,6% энергоносителей. В Европе из возобновляемых источников будут вырабатывать 66%.
Сейчас российский газ обходится Украине в 432 доллара за тысячу кубометров – и маловероятно, что восточный партнер в ближайшее время согласится на снижение цены без катастрофических для нас последствий. Только за семь месяцев этого года Украина импортировала более 18,7 миллиарда кубометров российского газа и оплатила это почти 8-ю миллиардами долларов. Не дешево! За такой же период прошлого года почти такой же суммы хватило для покупки 30,7 миллиардов кубометров. «Энергобезопасность в нашем государстве, благодаря высокой цене на газ, все больше становится синонимом независимости и суверенитета», - отмечает президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. В период с 1996 по 2011 год показатель энергобезопасности нашего государства не превышал в среднем 65%. А в прошлом году он составлял 55%.
Биогаз: тариф, который не пахнет
Очевидно, что мириться с такой ситуацией нельзя. А «Газпром» понимает, что энергоснабжение Украины – это однополосная дорога в одном направлении, и мы никуда от него не денемся. Конечно, эта компания отнюдь не заинтересована в развитии альтернативной энергетики Украины. Но, похоже, и наше правительство не особенно исполнено оптимизма развивать альтернативные пути поступления топлива. На первый взгляд странно, ведь в Европе 20% энергоносителей получают именно из возобновляемых источников энергии. Уже в 2020 году страны ЕС планируют увеличить этот показатель до 34%, а к 2030 году – до 66%. Зато Украина до 2030 года будет увеличивать долю возобновляемой энергетики... до 4,6%.
По словам директора Ассоциации обновляемой энергетики «Альтернатива» Виталия Ковача, доля альтернативной энергетики в энергобалансе Украины еще не достигла даже 1%, а ее уже пытаются дискредитировать. Как отмечает он, «препятствование развитию альтернативной энергетики – это путь к консервации экстенсивного развития Украины. Мгновенная выгода обернется потерями, несопоставимыми с заработанным».
Украинцы уже давно могли бы использовать биогаз: желание есть, энтузиасты есть и технологии - тоже. Однако этот вид топлива в нашей стране традиционно находится на вторых ролях. И причина довольно прозаическая: на него не распространяется «зеленый тариф». Впрочем, государство понимает: в дальнейшем закрывать глаза на проблемы с энергобезопасностью получается себе дороже. В украинском парламенте уже прошел первое чтение законопроект, согласно которому производство электроэнергии из биогаза якобы все-таки получит зеленый тариф. Правда, каким он будет - никто не знает.
Оптимальный коэффициент, по мнению экспертов, от 2,7 до 3 в зависимости от видов биогаза. При этом проекты по производству биогаза окупят себя за 7-10 лет. Это необходимо для привлечения как отечественных, так и зарубежных инвесторов в эту отрасль. Но, похоже, чиновники имеют другие намерения - снизить этот показатель до недопустимой отметки – 2,3. По этому сценарию инвесторы смогут окупить предприятие «всего-навсего» через 15-20 лет. По таким условиям желающих вложить деньги не найдется. Существует еще один подводный камень. «Зеленый тариф» будет запущен с 1 января 2013 года. А поэтому и получить его смогут только те установки, которые начнут свою работу именно после 1 января. Остальные предприятия, а в Украине с 2010 по 2012 год построено до 10 биогазовых установок, ничего от государства не получат.
Зато, если условия получения «зеленого тарифа» будут адекватными, это даст большой толчок для развития отрасли. Она, в свою очередь, создаст альтернативный газовый ресурс, уменьшит остроту покрытия пиковых нагрузок в энергообеспечении. «А благодаря использованию на биогазовых установках отходов животноводческого производства Украина сможет ежегодно экономить до 4 миллиардов кубометров импортного природного газа», – отмечает Александр Шлапак, экс-министр экономики, сопредседатель украинского-польской торговой палаты.
Бережливость против «откатов»
Об огромном потенциале еще одного энергоносителя – биомассы – чиновники, похоже, вообще забыли. В энергетическую стратегию развития Украины до 2030 года ее просто не вписали. По словам директора научно-технического центра «Биомасса» Георгия Гелетухия, крупнейшие цифры по росту отведены под угольный сектор и под ветряной сектор, поменьше – под солнце. Можно догадаться, кому эта стратегия будет выгодна. Точно нет лоббистов биомассы среди авторов стратегии, ведь показатель ниже ноля уже не придумаешь.
Между тем, в мире отношение к этому энергоносителю совсем другое. Уже сегодня Латвия почти четверть всей первичной энергии получает из биомассы, а Швеция генерирует из нее 64% тепловой энергии. Всего в Европе из биомассы получают 13%. А уже в 2020 страны ЕС планируют эти показатели удвоить.
Как отмечает Ростислав Марайкин, руководитель проекта «Энергия биомассы» Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами, «наши показатели пока довольно скромные, мы получаем из биомассы 0,7% первичной энергии и 3,6% тепловой». Зато сырья для теплогенерации - хоть отбавляй - это и отходы древесины, и солома, и шелуха подсолнечника.
Если отапливать помещение не газом и углем, а с помощью энергии из возобновляемых источников, на отоплении можно сэкономить 15%. «Когда ты предлагаешь дешевле, тебе говорят – нет, потому что мы не можем в середине года расторгнуть договор с теплоснабжающей организацией «Укртеплоэнерго», в которой на 15-20% дороже тепло, чем я предлагаю», – говорит председатель правления компании по производству сырья для альтернативной энергетики Вацлав Качуровский. «Это напрямую связано с системой «откатов», – отмечает и генеральный директор предприятия по производству оборудования и сырья для альтернативной энергетики Леонид Кригер, – а мы их не предлагаем, потому что рентабельность нашего бизнеса не так велика».
Подует ли ветер в турбину?
Для того, чтобы получить «зеленый тариф» на электроэнергию, произведенную на ветровой электростанции при ее строительстве, 30% составляющих проекта должны быть украинского происхождения. А после 2014 года – 50%. Это и оборудование, строительные работы, сырье, рабочая сила. Участники рынка уверяют, что в нынешних условиях достичь таких показателей практически невозможно. Под угрозой окажутся почти все проекты возобновляемой энергетики в Украине, ведь паровые котлы и ветряные турбины у нас не делают. Но уже скоро на отечественном рынке появятся первые украинские ветряные мегаваттные турбины. Даже если компания-производитель будет работать на полную мощность, то не сможет обеспечить рынок всем необходимым оборудованием.
Как отмечает Питер Джастин О'Брайен, Член Совета Европейско-Украинского энергетического агентства, необходимо создать такой механизм «местной составляющей», чтобы он не стал барьером для привлечения инвесторов и финансовых учреждений в сферу украинской ветроэнергетики. «По нашему мнению, доля местного оборудования и работ не должна превышать 30%, а механизм применения должен быть понятен не только украинским, а и международным производителям», – говорит О'Брайен.
А тем временем ...
Ахметов запустил крупнейшую ветроэлектростанцию на Украине
Энергохолдинг «ДТЭК», который считают близким к олигарху Ринату Ахметову, ввел в эксплуатацию первые ветроустановки Ботиевской ветроэлектростанции (Запорожская область). Компания завершила монтаж 19 ветряных установок, еще 11 ветряных турбин будут установлены до конца октября 2012. А до конца нынешнего года все 30 ветроустановок мощностью 90 МВт подключат к Объединенной энергетической системе Украины. Еще 110 МВт мощности Ботиевской ВЭС начнут работать в 2014 году. После выхода на проектную мощность – 200 МВт – станция сможет генерировать в среднем 686 ГВт/ч. электроэнергии. Всего в электростанцию планируется вложить 900 млн. евро, и эта сумма может считаться одной из крупнейших в инвестиционных проектах. Как сообщили в компании, пуск ветроэлектростанции позволит сократить выбросы в атмосферу в эквиваленте 730 тыс. тонн СО2.
Перевод: Антон Ефремов.