Несмотря на то, что истории известны Жанна д’Арк или королева Боудикка, в западном мире принято считать, что воевать – это мужское дело, а удел женщины – покорно сидеть дома.
Однако согласно последним исследованиям, мнение о том, что женщины являются миротворцами, а мужчины более склонны к разжиганию конфликтов и войн, не находит исторического подтверждения.
Ученые доказали, что в исторических документах события описаны не совсем достоверно – их авторы намеренно не упоминали женщин-воинов, поскольку они не вписывались в общепринятое мнение о мужчинах-защитниках и слабых женщинах.
По мнению Монсеррат Уге (Montserrat Huguet), профессора Мадридского университета имени Карлоса III, можно привести множество примеров того, что женщины сражались так же храбро, как и их соратники-мужчины, но их по достоинству так и не оценили.
«Военному искусству, как и многим другим профессиям, можно научиться, и пол здесь ни при чем», - утверждает она.
Согласно проведенному ею исследованию, женщины всегда принимали участие в войнах – как в древности, так и в наше время. Но, как правило, их изображали жертвами этих войн.
А если женщины и принимали активное участие в этих войнах, то их изображали отнюдь не на передовой, а в тылу – в качестве водителей санитарных машин, медсестер, проституток или шпионок вроде Шарлотты Грей (Charlotte Grey).
И часто в исторических произведениях та роль, которую женщины-воины играли в реальных сражениях, преуменьшалась или замалчивалась.
По мнению профессора Уге, хотя военачальники и понимали, что женщины могут воевать наравне с мужчинами, женщин зачастую просто не призывали или не задействовали в боевых действиях из-за боязни, что это расценят как признак слабости. И даже если женщин посылали в бой, то их роль и заслуги преуменьшали.
Например, во время гражданской войны в Америке, чтобы принять участие в боях, женщины выдавали себя за мужчин. Однако, как рассказывает профессор Уге, «это ставило военное командование в тупик, поэтому начальство старалось не записывать женщин в полевые журналы учета, тем самым еще больше окутывая военные события завесой молчания. И потом, когда за дело взялись историки, оказалось, что многие сведения просто отсутствуют».
«К счастью, расширение доступа к архивам позволило нам постепенно восстановить сведения о судьбах и участии женщин в войнах».
По утверждению профессора, во многих случаях именно женщины провоцировали вооруженные конфликты или способствовали их разжиганию, примером чему может служить подъем национального движения в разных странах в 19 веке.
Неизменным символом той эпохи является Марианна, ставшая национальным символом Франции – ведя народ на бой, она олицетворяет свободу и разум.
Помимо того, что мужчины старались не допускать женщин к участию в войнах, они возносили их до символического идеального образа родины и воспринимали как матерей героев и защитников страны.
«Женщин превратили в то, что я называю “героинями работ по дому”», - говорит профессор Уге.
Участие женщин в пацифистском движении в 20 веке, особенно в период первой и второй мировых войн, еще больше укрепило всеобщее представление о них, как о кротких, мягких и покорных существах. Однако исследования показали, что по мере укрепления пацифистских настроений среди женщин так же активно развивался и «воинственно настроенный или милитаристский феминизм».
«Почему женщины должны ассоциироваться с антивоенным мировоззрением? Ведь есть множество женщин, стремящихся попасть в различные военные и военизированные структуры и работать в них наравне с мужчинами», - рассуждает профессор Уге.
Как показали исследования, в 30-е годы во время гражданской войны в Испании женщины воевали на стороне республиканцев. «В самый разгар социалистической революции, вдохновленные идеями равноправия, они уходили на фронт добровольцами и участвовали в боях, записывались в ряды регулярной армии и народного ополчения», - продолжает Уге.
Но в 1936 году был издан закон, запрещавший женщинам участвовать в боевых действиях. Но, несмотря не запрет, некоторые женщины сражались плечом к плечу с мужчинами.
«Невзирая на запреты участвовать в боях, некоторые женщины, например, Розарио Санчес Мора (Динаминтера) (Rosario Sánchez Mora - Dinamintera) и Аида Лафуэнте (Aida Lafuente), известная как Либертария, Нини или Нина, не захотели, чтобы их отстранили от участия в сражениях. Они бесстрашно шли навстречу опасностям и воевали рядом с мужчинами», - рассказывает профессор Уге.
«Несмотря не то, что всемирная история уже достаточно глубоко и подробно изучена, - продолжает Уге,- в истории Испании есть такие события, которым пока еще не было уделено должного внимания.
То же самое можно сказать и о женщинах – их участии и роли в истории международных конфликтов, переговоров и миротворческих акциях.
Важно сформировать научные основы самого феномена участия женщин в создании культуры с исторической точки зрения. И здесь следует рассматривать не только их общественную деятельность, но и их участие в боевых действиях по защите своих стран».