ЛОНДОН – Сильвио Берлускони, трижды премьер-министра Италии и доминирующего политика страны в течение двух десятилетий, теперь обвинили и приговорили к четырем годам тюремного заключения (данный приговор впоследствии был сокращен до одного года). Но мало кто в Италии (или в ЕС) верит в то, что Берлускони в ближайшее время уйдет из итальянской политики или из политики ЕС. Всего несколько дней назад он заявил о своем намерении остаться в политике, хотя он и не собирается баллотироваться в премьер-министры в четвертый раз.
Какую бы роль Берлускони не выбрал, маловероятно, что она будет незначительной. Возможно, он не захочет снова становиться королем, но он, безусловно, может стать создателем следующего короля благодаря своему контролю над корпорацией Mediaset – крупнейшей медиа-группой Италии. И, учитывая огромный рейтинг его популярности, он может решить действовать непредсказуемо, стать скептиком евро, занять антиправительственную позицию и попытаться сместить технократическую администрацию премьер-министра Марио Монти.
Правительство Монти пришло к власти после Берлускони в ноябре 2011 г., получив четкий мандат и полную поддержку парламента в деле принятия мер, необходимых для восстановления доверия участников рынка и заверения партнеров Италии по еврозоне и МВФ в том, что страна не пойдет по пути упадка, как Греция. В том месяце во время встречи в верхах «большой двадцатки» в Каннах Италия (и Европа) была опасно близка к краху, а правительство Берлускони было глубоко расколото по поводу того, какие налогово-бюджетные меры были необходимы для снижения стоимости обслуживания долга страны. Политический тупик внутри страны и неспособность Берлускони сотрудничать с Германией и Францией привели к резкому росту стоимости рефинансирования, а разница между процентными ставками по отношению к немецким казначейским обязательствам упорно держалась на уровне выше 500 процентных пунктов с июля по ноябрь 2011 г.
Правительство Монти восстановило веру участников рынка в международный авторитет Италии. Но общая картина остается блеклой. Разница между процентными ставками стабилизировалась вокруг более контролируемого уровня в 300 базовых пунктов, но она до сих пор выше, чем три года назад. Кроме того, экономические перспективы Италии остаются крайне неопределенными.
Скромное экономическое восстановление, которое должно принести выгоду многим странам в 2013 г., похоже, избегает Италии. По данным МВФ, в следующем году экономика страны останется в состоянии спада, и, хотя темп снижения экономики будет не таким быстрым, как в 2012 г. (-0,7% в 2013 г. по сравнению с -2,3% в этом году), ожидается, что уровень безработицы лишь вырастет (с 10,6% до 11,1%).
Необходимо делать больше для поддержания экономического роста в краткосрочной перспективе, улучшения налогово-бюджетного положения в стране в среднесрочной перспективе и реализации структурных реформ, необходимых для того, чтобы сделать итальянскую экономику более крепкой и конкурентоспособной на международном рынке в долгосрочной перспективе. Италия находится на 43 месте в списке мирового индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума, что значительно ниже основных стран еврозоны, и это объясняется недостаточностью инвестирования (в особенности, в человеческий капитал) и структурной жесткостью, долгие годы сдерживавшими экономический рост.
Ответом на экономические проблемы Италии является не рекламируемый Берлускони выход из еврозоны и возврат к гибкости своей собственной валюты, что в прошлом позволяло политикам повышать конкурентоспособность путем безответственных девальваций. Италии необходимо научиться жить с евро и внутри еврозоны, что означает политический курс, обеспечивающий, что основными движущими силами конкурентоспособности будут являться рост производительности и инноваций, а не девальвация валюты.
Наличие стабильного, компетентного и ответственного правительства с комфортным парламентским большинством имеет важнейшее значение для продолжения курса, начатого правительством Монти. Несмотря на то, что шансы по-прежнему в пользу относительно гладкого перехода, многие неясности могут прервать процесс реформирования. В частности, сможет ли Италия выйти за рамки технократической политики к «нормальному» правительству ‑ остается нерешенным вопросом как для самой страны, так и для других стран-членов еврозоны.
С данной точки зрения, то, что Берлускони рекламирует для Италии, а также последствия его планов в отношении еврозоны, ‑ это плохая новость. Любой намек на то, что страна может снова завязнуть в парламентском тупике, как в последние месяцы последнего правительства Берлускони, подтолкнет рынки поставить под вопрос надежность итальянского плана налогово-бюджетной консолидации, что поставит под угрозу способность страны рефинансировать свой долг. Этот долг – самый большой в еврозоне и составляет примерно 2 триллиона евро (2,6 триллиона долларов), или 120% ВВП страны, что означает, что Италии можно помочь, но не спасти ее.
Так как назревает потенциальная нестабильность, Монти должен обеспечить то, что Италия не будет беззащитной в случае очередного раунда рыночной нестабильности. В отличие от ситуации, имевшейся несколько месяцев назад, ЕЦБ теперь может вмешаться и скупить долг проблемных стран. Но данный механизм может быть активирован только официальным запросом. Италии необходимо выполнить данную процедуру без промедления. Лучше обладать мощным оружием, которое, возможно, будет пылиться на полке, чем оказаться невооруженным во время войны.
Паола Субаччи - научный руководитель по вопросам международной экономики Королевского института международных отношений Chatham House.