В прессе появилась информация о том, что в ноябре в Армению приедет президент РФ Путин, в составе делегации которого будет также первый зампред «Газпромбанка», бывший мэр Еревана Карен Карапетян, которого Путин привезет в Ереван как будущего премьер-министра.
То, что в обозримом будущем армянская пресса будет богата подобного рода информацией, наверное, не удивительно и не неожиданно. Предстоят президентские выборы, а пресса в такое время наводняется как достоверными, так и вымышленными информационными сценариями. Однако в подобных обстоятельствах, конечно, существенным бывает не достоверность информации, а тот логический круг, внутри которого строятся такие схемы. Наконец, пресса не только дает обществу новости, но и генерирует определенные схемы и идеи для политических кругов. В данном случае не исключено, что имеем дело именно с такой попыткой.
По сути, имя Карена Карапетяна, как будущего премьер-министра, мусолится еще со времен его ухода с должности мэра Еревана. Более того, возможно, вспомним и разговоры, когда его уже считали будущим премьером после трамплина в виде поста мэра.
Очевидно, что в чисто рейтинговом плане у Карена Карапетяна трамплин этот не получился. Возможно, поэтому его позвали в Россию, чтобы общественность хотя бы на время забыла о его неудачах в сфере управления Ереваном, его бессмысленный поход против торговых ларьков, его чисто формальные шаги в направлении придания Еревану европейского имиджа. Иначе поход с поста мэра на должность премьера для него стал бы абсолютно невозможным.
Карапетяна, так сказать, вовремя увезли отсюда, чтобы общественность успела забыть о нем, и чтобы потом вернуть его в виде более легитимного кандидата на пост премьера. Однако столь ли коротка память общественности Армении? Что, общество не помнит, что Карапетян годы напролет руководил структурой, которая на оптовой продаже газа получала сверхприбыли и стала одной из самых богатых организаций Армении, в том случае, что для общества газ становился все большей роскошью?
Так ли быстро забыло общество Армении, что под руководством Карапетяна «АрмРосгазпром» являлся одним из столпов правящей системы Армении, ставя на службу политическим целям этой системы даже программы по газификации, превращая их в ключевые позиции пропаганды Роберта Кочаряна. Одним словом, обществу есть что вспомнить о Карене Карапетяне, несмотря на его цивилизованный вид. Наконец, образ Тиграна Саркисяна не менее цивильный, но люди устали от этого внешнего флера и хотят видеть работу, пощупать, прочувствовать результаты.
Карапетян почти год был мэром Еревана, а люди почувствовали лишь гонения против уличной торговли, ничего более. В этом смысле назначение Карапетяна премьером в Армении не может быть общественно легитимным действием, какой бы президент ни сделал это. Однако проблема здесь, конечно, во внутриполитической игре, в которой Россия хочет видеть своего премьера.
Очевидно, что, сколько Москва ни старалась, тем не менее, не приноровилась к Тиграну Саркисяну. Причем, по-видимому, Т. Саркисян также понял, что его контакт с Москвой так и не получается, и максимум он может протянуть до президентских выборов. Возможно, также этим обусловлены смелые «антироссийские» заявления действующего премьера.
Однако, как видно, Москва имеет проблему кандидата в премьеры. То есть, для России в Армении не осталось доверенного деятеля, которого можно продвинуть на пост премьера. Либо те, кому Москва доверяет в Армении, не хотят занимать эту должность и/или воздерживаются идти на риск, либо представляют претензии на большее – президентство.
Речь, в частности, может идти о Гагике Царукяне (лидер партии «Процветающая Армения», депутат парламента и крупнейший олигарх Армении) и Роберте Кочаряне (второй президент Армении). В то же время тут, возможно, вопрос не столько в доверии, сколько просто в тактической позиции России. То есть, вопрос тут не в продвижении Кочаряна или Царукяна, а в работе с Сержем Саргсяном, и в этом смысле, конечно, уже более эффективным инструментом может стать Карен Карапетян, так как здесь, по сути, чисто техническая проблема, лишенная политических и властных амбиций. Кроме того, говорится и о том, что Карапетян потом станет кандидатом в президенты, и тут действительно можно констатировать, что у России есть такая проблема на период 2017-18 годов.
Пожалуй, Россия оптимально оценивает ситуацию и понимает, что Царукян и Кочарян для нее не могут быть оптимальными кандидатами в этот период, следовательно, нужно готовить собственного кандидата. А политическое поле Армении в этом смысле для России не столь воодушевляющее.
По сути, политическое поле Армении не воодушевляет никого, в том числе Армению и Запад.
С этой точки зрения Карапетян, конечно, является той персоной, которую Россия может разыграть, как минимум, в качестве стартового варианта. Причем, как минимум информационный старт дается, кажется, в очень интересный момент: после того, как Гагик Царукян, считающийся, так сказать, опорой Российской Федерации в Республике Армения, имеет довольно теплую встречу с послом США в Армении Джоном Хефферном. После этого появляется информация о Карене Карапетяне, как о «любимом сынке» Путина.