Проведенное под советской оккупацией время повлияло абсолютно на все сферы жизни в Латвии, поэтому работы по изучению оккупации никогда не может быть слишком много, подчеркнул в пятницу на международной конференции «Балтия и Европа во власти милитаризма СССР» министр юстиции Янис Борданс (Национальное объединение).
Короткое, но ядреное выступление министра фактически стало центральным событием организованного Латвийским обществом по изучению оккупации (ЛОИО) и европарламентарием Инесе Вайдере мероприятия. Борданс подчеркнул собравшимся в Большом зале Латвийской академии наук, что с неупорядоченными вопросами прошлого он в своей работе сталкивается регулярно, в том числе получая письма репрессированных, в которых, в частности, указывается на необходимость потребовать от юридического наследника СССР – России - компенсации за рабский труд депортированных. Важны любые цифры и факты, которые дают свидетельства о 50 годах оккупации, поэтому ЛОИО как неправительственная организация заслуживает похвалу за свою деятельность. «Это святая работа, за нее любой член общества должен сказать спасибо ЛОИО, но мне как представителю правительства грустно, что в этой работе не участвует правительство», - сказал Борданс. Одновременно он напомнил, что, с точки зрения возглавляемого им Министерства юстиции, предшественник ЛОИО - правительственная комиссия по подсчету причиненного оккупацией СССР ущерба – юридически до сих пор существует, поскольку по-прежнему в силе правила Кабинета министров и распоряжение о создании комиссии, ее функциях и обеспечении работы. Борданс: «В силе правовые акты, из которых можно сделать вывод, что правовая основа для комиссии не исчезла. В свою очередь, это означает, что работа комиссии вовсе не считается завершенной. Если нет необходимости принимать новые правовые акты, чтобы восстановить работу комиссии, то, очевидно, нужна только политическая воля. Очень хочется надеяться, что у руководителя правительства такая воля найдется», - сказал Борданс.
Янис Борданс на конференцию «Балтия и Европа во власти милитаризма СССР» прибыл с опозданием на пару часов прямо с организованной Министерством юстиции конференции судей. Министр подчеркнул, что посчитал своим долгом посетить также посвященную времени оккупации СССР конференцию, чтобы кратко обратиться к ее участникам. На мероприятие как почетный гость был приглашен также президент латвийского государства Андрис Берзиньш, но он из-за занятости не явился.
С докладами выступили историки и политологи из России, Словакии, Чехии, Венгрии, Финляндии, Эстонии, Литвы, Грузии, Украины. Тематически рефераты затрагивали военную суть режима СССР и последствия, которые он оставил для народного хозяйства, окружающей среды и других сфер жизни соответствующих государств.
К примеру, генеральный секретарь финской неправительственной организации ProKarelia Вейко Сакси рассказал о последствиях агрессии СССР и об актуальности вопроса отнятого у Финляндии района Печенги и Карелии. Из-за этой территориальной потери у Европейского союза в наши дни нет выхода к экономически перспективному Северному Ледовитому океану. Опросы показывают, что в обществе Финляндии растет поддержка затребованию территорий: в 2000 году она была только 10%, а, по последним опросам, - уже около 40%. На государственном уровне никаких требований отдать отнятые финские земли нет, но Хельсинки о них помнит и, несомненно, будет готов говорить об этом, если такую готовность продемонстрирует Москва. Из-за исторического опыта 62% современных финнов признают себя русофобами. По мнению Сакси, вырвать занозу истории было бы взаимовыгодно, поскольку не нормально, что более половины жителей Финляндии испытывают вражду к соседней стране, которой упомянутые территории фактически вовсе не нужны.
Стоит отметить также выступление бывшего руководителя Бюро по контролю за выводом Российской армии из Латвии Илгониса Упмалиса, посвященное деятельности военно-промышленного комплекса СССР в Латвии. Более 100 заводов в то время в объеме от 30% до 100% работали на военное ведомство, среди них VEF, Komutators, Alfa, Kompresors, ELAR. Даже Лиепайскому хлебокомбинату приходилось ежедневно изготавливать определенное количество сухарей для нужд мобилизационного резерва. «Невероятно, но и у заводов по производству спичек, мыла, трикотажа, обуви, швейных и ткацких фабрик тоже был заказ от военно-промышленного комплекса», - сказал Упмалис. Оказывается, в архивах нет недостатка в документах по этой теме, однако до сих пор исследователи проявляли к ним минимальный интерес.
Перевод: Лариса Дереча.