Наибольшее внимание немецкой публики на фестивале документального кино в Лейпциге привлек фильм молодых российских режиссеров о протестах прошлой зимы.
Десятки фильмов в день, мастер-классы режиссеров со всего мира, вечеринки и дискуссии: в Лейпциге завершился 55-й кинофестиваль DokLeipzig, по праву считающийся вторым по значимости фестивалем документального кино после амстердамского.
Фестиваль длился неделю, в течение которой показали несколько десятков фильмов со всего мира. Из российских работ в этом году зрители могли увидеть последнюю работу Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР. Новая жизнь 1983-2011», ретроспективу Владислава Старевича, изобретателя сюжетных фильмов в технике кукольной анимации, и мультфильмы студентов ВГИКа и молодых режиссеров-аниматоров из студий «Шар», Bi-Studio LLC, «Пчела». Для поклонников немого кино из российских киноархивов в Лейпциг привезли советские фильмы 20-х и 30-х годов прошлого века, которые показывали под аккомпанемент таперов.
Но наибольшее внимание зрителей привлекли два российских фильма: «Зима, уходи» и «Милана». Обе эти документальные ленты сняли выпускники Школы документального кино и документального театра Марины Разбежкиной, которая в этом году была и членом жюри фестиваля.
«No, Putin, no cry!»
«Зима, уходи» - это удивительная работа сразу десяти молодых режиссеров, окончивших Школу Марины Разбежкиной. Они сняли и смонтировали картину в рекордные сроки - в течение прошедшей зимы, одновременно холодной и жаркой, наполненной белыми ленточками и надеждами.
Идея снять документальный фильм о ситуации, сложившейся к декабрю 2011 года в России, принадлежала «Новой газете». «Мне позвонили накануне 4 декабря, сказали, что будет митинг, и предложили, чтоб мои выпускники поснимали. Я не была уверена, что из этого что-то выйдет, поскольку у нашей Школы - другие принципы: мы снимаем кино по два года и долго следим за героем. Но ребята согласились и стали работать, хотя никто из них до этого политикой не занимался, - рассказывает руководитель проекта Марина Разбежкина. - Нашим единственным условием было: не снимать фильм «за кого-то», а просто фиксировать ситуацию. Пусть у нас есть своя позиция, но мы не уверены в том, что одни лучше других, и не знаем, кто на самом деле прав. И «Новая газета» согласилась».
В итоге у ребят получился ироничный пазл из разных точек зрения на то, что сегодня уже можно назвать «историческим моментом». Более 1000 минут видео, смонтированного потом в 80-минутный фильм, они снимали на улицах, на митингах, в кулуарах телевизионщиков, на избирательных участках, в церкви вместе с Pussy Riot. В картине есть просто незабываемые кадры: нижегородская церковь, где вместо молитв поют «Пусть всегда будет солнце», и оппозиционные активисты, распевающие «No, Putin, no cry». «Это был театр, где каждый играл свою роль и пытался как-то выделиться», - вспоминает Мадина Мустафина, автор эпизода с Pussy Riot.
Искренняя попытка
«Мы очень хотели представить людей, которые искренне выступают за Путина. Но в процессе работы оказалось, что они все подчинены жесткой вертикали. Пропутинские активисты боялись сделать человеческое движение перед камерой. Один из них согласился участвовать в съемках, а накануне митинга сказал нашему режиссеру, что забежит к бабушке за пирожками. На вопрос, можно ли это снять, он закричал: «Никогда!», - рассказывает Марина Разбежкина. – Мало в фильме и представителей левых. Выяснилось, что среди них много скучных людей, которые не убедительны ни для кино, ни для жизни».
Кадр из документальной ленты «Зима, уходи»
По признанию фестивальной публики, интересоваться Россией они стали после событий с Pussy Riot и, конечно, из-за них в кинозал и пришла большая часть немецких зрителей. Многие восприняли фильм как рассказ о деятельности оппозиции в России, а местный сайт kreuzer-leipzig.de написал, что эта лента позволила взглянуть на протестное движение с разных сторон, а не только со стороны панк-группы.
Где посмотреть
Режиссерам уже заказали 52-минутную версию для немецкого телевидения, но на каком канале покажут фильм, пока не решено. В России он прошел в некоторых кинотеатрах, но прокатное удостоверение режиссер-руководитель решила не получать: «Я понимаю ситуацию и знаю, что нам его не выдадут. Скандал нам не нужен, мы обходимся хорошо и без этого. Мы объездили много городов России с одним условием: показываем фильм бесплатно, но обязательно едет один из режиссеров и разговаривает со зрителями, чтобы это не превратилось в агитку с одной или с другой стороны».