Фраза Александра Лукашенко о том, что пора-де «привести к власти нормальных молодых политиков», взбудоражила как элиту, так и контрэлиту. Но если первая судачит лишь по саунам, то вторая комментит в публичном пространстве.
Идею вливания свежей кадровой крови, возможно, вкладывают в голову стареющему официальному лидеру его сыновья. Такое предположение высказал бывший министр Александр Соснов.
В первую очередь он, судя по контексту, имел в виду старшего сына Лукашенко — Виктора, помощника президента по национальной безопасности. О том, что тот укрепляет свою команду, двигая нужных людей, поговаривают давно.
Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько в интервью «Хартии» выдвинул и вовсе смелую версию: заявление главы режима, прозвучавшее на заседании обновленного исполкома НОКа 1 ноября, «должно означать, что в 2015 году выборы должны пройти без Лукашенко».
Автору этих строк сразу вспоминается старый анекдот: «Как здоровье, Рабинович?». — «Не дождетесь».
На самом деле это не про Рабиновича, а про Лукашенко и его оппонентов. И не анекдот, а суровая правда. Сдавать полномочия бессменный белорусский президент, мягко говоря, не рвется.
Но речь здесь о другом. У многих в голове стереотип: главное — свалить нынешнего правителя, а дальше все пойдет как по маслу. На самом деле отнюдь не факт, что замещение власти в Белоруссии (вынесем за скобки конкретику возможных сценариев) и первые выборы без Лукашенко приведут к торжеству сил добра и прогресса.
В бой за Белоруссию вступит Россия
Лидер движения «За Свободу» Александр Милинкевич задается вопросом, насколько готовы демократические силы к победе на первых после ухода нынешнего президента свободных или скорее полусвободных выборах. И отмечает: сегодня влияние оппозиции на общество не так сильно, как ей хотелось бы.
К тому же уход Лукашенко, подчеркнул Александр Милинкевич в беседе с автором этих строк, будет, вероятно, связан с глубоким экономическим кризисом. И в этих условиях в свой «последний и решительный бой за Белоруссию» непременно вступит Россия с ее пряником льготных энергоносителей.
Сможет ли убедительно противостоять прокремлевской фигуре сторонник демократического, европейского выбора Белоруссии? Ответ не очевиден. Для оппонентов режима было бы продуктивнее не концентрироваться на обличении Лукашенко как источника всех бед, а усиливать влияние в обществе, убежден председатель движения «За Свободу».
«Оппозиции следует упорно готовиться к тому, чтобы выиграть Белоруссию в час «Ч», — резюмировал Александр Милинкевич.
Ни элиты, ни контрэлиты?
Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба» (Минск), в интервью для Naviny.by высказал мнение, что Лукашенко, несмотря на обещания выдвигать молодых политиков, постарается до последнего держать все в своих руках.
Причина — боязнь неконтролируемых процессов. Это проявилось как на выборах-2012, отмечает собеседник, так и на недавних парламентских выборах, когда в Палату представителей не пропустили ни одного оппозиционера.
«Система сама себя загнала в угол», — считает аналитик. Подбор кадров по принципу лояльности привел к тому, что в Белоруссии большие проблемы с качеством правящей элиты. Дело усугубляется «практическим отсутствием полноценной контрэлиты».
Евгений Прейгерман отмечает, что в политической оппозиции на сегодня в основном заметны лишь фигуры старых борцов, зовущих на баррикады еще с 90-х, да расчетливых дельцов. Молодежь не видит смысла идти в оппозицию, чтобы получать дубинкой или подвергаться разного рода ограничениям, считает аналитик. Многие предпочитают бизнес или заграницу.
В результате, говорит Прейгерман, «нет идей, происходит деградация интеллектуального потенциала». Что и отразило свежее исследование «Либерального клуба» — «Индекс экономической адекватности Белоруссии — 2012».
Авторы отмечают, что из-за особенностей политической системы «общественная дискуссия о путях развития Белоруссии находится в хронически недоразвитом состоянии». Аналитики дают жесткую оценку: «За привычными государственными и оппозиционными пропагандистскими штампами скрывается интеллектуальная импотенция и когнитивный диссонанс практически всего политического спектра в стране».
Главная проблема белорусской современности, по мнению исследователей, «заключается в катастрофически низком уровне интеллектуального обеспечения общественно-политической жизни». При сохранении статус-кво, резюмируют авторы, страна неизбежно столкнется с непреодолимыми препятствиями для развития даже в случае изменения политической ситуации.
От себя Евгений Прейгерман добавляет: если политические оппоненты режима не нарастят электоральную базу и идейную платформу, то перемены в Белоруссии «будут проходить без влияния нынешней политической оппозиции».
Час «Ч» может закончиться большим обломом
18 лет политическое поле в стране методично выжигалось. Теперь это Сахара с одним могучим баобабом и редкими чахлыми кустиками. Печальная правда состоит в том, что в стране отсутствует политический класс.
Посмотрите, как быстро залечила кадровые раны Польша после того, как под Смоленском в апреле 2010-го разбился самолет с цветом ее политического класса во главе с президентом. Там, в Польше, постоянно на подходе несколько эшелонов элиты.
В Белоруссии по-настоящему образованных, закаленных в реальной борьбе, отшлифованных практикой, вышколенных ответственностью за конкретное дело политических кадров практически нет.
Трудно считать таковыми членов ничего не решающего парламента или прозябающих в гетто, максимум — ведущих междоусобные интернет-войны оппозиционных деятелей.
Есть еще структуры гражданского общества, и довольно дееспособные, но Белорусская ассоциация журналистов или правозащитники (список можно расширить) не борются за власть, более того — по своей миссии всегда будут оппонировать ей, кусать даже самое демократическое правительство.
Есть мозговые центры, которые отрядили своих экспертов в рабочие группы «Европейского диалога о модернизации с Белоруссией», но политики склонны не прислушиваться к аналитикам, а третировать их за дискомфортные выводы.
В итоге час «Ч», которого так ждут сторонники перемен, может быть бездарно упущен. И ушлые личности, оказавшись у кормила, пролонгируют прозябание страны еще на целую эпоху. В худшем же случае Белоруссия будет проиграна в принципе.
Можно услышать мнение, что если-де воплотится лозунг выборов без Лукашенко, то проблема единого кандидата отпадет сама собой. Как бы не так! Скорее, она лишь обострится.
Наивно думать, что после ухода нынешней главной фигуры номенклатура и Москва отдадут лакомую страну под вольное ристалище кандидатов-демократов. Главная битва будет именно тогда, после Лукашенко.