Берлинский историк Вольфганг Бенц критикует намерения мюнхенского издательства относительно новой публикации книги Гитлера «Моя борьба» (Mein Kampf). Для того, чтобы разоблачить мир идей немецкого диктатора, нет необходимости выпускать новое научное издание, полагает он.
В Институте современной истории (IfZ), имеющем свои отделения в Мюнхене и в Берлине, группа специалистов под руководством историка Кристиана Хартмана (Christian Hartmann) работает над научным комментарием для издания книги Гитлера «Моя борьба». Это издание должно быть опубликовано до 31 декабря 2015 года, так как в этот день свободное государство Бавария теряет авторские права на книгу Гитлера. В 1945 году они были переданы издательством Eher-Verlag баварскому Министерству финансов, и поэтому до последнего времени новые публикации этой книги были невозможны.
Цель научного издания, в которое Бавария вложила 500 000 евро, состоит в том, чтобы «демистифицировать эту книгу», подчеркивается на сайте института IfZ. В центре внимания нового издания находится «полемика с гитлеровскими идеями и утверждениями», которым должны быть противопоставлены результаты современных исследований. Кроме того, будут предприняты попытки предотвратить любое «идеологически-пропагандистское или коммерческое злоупотребление» книгой «Моя борьба». С провозглашенными намерениями относительно нового издания полемизирует в приводимом ниже тексте берлинский историк Вольфганг Бенц, возглавлявший с 1990 по 2011 год Центр исследований антисемитизма при Берлинском техническом университете (TU Berlin):
Читайте также: В Германии снова публикуют Mein Kampf
Книга «Моя борьба», хвастливый монолог аутиста Адольфа Гитлера, к концу существования третьего рейха была распространена в количестве десяти миллионов экземпляров и переведена на 16 языков. Сочинение Гитлера объемом в 800 страниц впервые было опубликовано в двух частях в 1924 и в 1926 году, а с 1930 года оно уже издавалась в одном томе. Права на книгу «Моя борьба» пока еще принадлежат свободному государству Баварии, которое, по понятным причинам, препятствует сейчас ее публикации. В послевоенные годы, когда создавалась демократия и новая политическая ориентация немцев не являлась само собой разумеющейся, приостановление прав издания было, несомненно, правильным шагом. В 50-е годы в Федеративной Республике было больше правых экстремистов, чем сейчас. Однако те книги, которые они читали, нельзя было ограничить ведомственными распоряжениями. Тем не менее, надо было не допустить столь явного политического и морального сигнала, связанного с появлением нового издания книги Гитлера на полках книжных магазинов.
Но являются ли сейчас верными те аргументы, которые считались убедительными после крушения третьего рейха? Призвано ли государство Бавария к тому, чтобы защищать мораль граждан, которые, по мнению начальства, являются весьма непросвещенными и им нужно помогать усваивать правильную картину мира? И нужно ли именно сейчас на государственные деньги готовить научное и комментированное издание?
Недавно баварское министерство запретило британскому издательству Albertas распространение комментированных отрывков из книги «Моя борьба» в рамках проекта «Газетные свидетельства» (Zeitungszeugen). Аргументация в 2012 году была однозначной: при поддержке в СМИ со стороны влиятельных евреев было заявлено, что речь идет об оскорбительном коммерческом проекте, а доказывалось это тем, что выпуски Zeitungszeugen (так же, как и ежедневные газеты) предполагалось продавать в киосках как обычные журналы.
Также по теме: Вспышка гнева у Гитлера привела к Сталинграду
В скором времени – после окончания сроков действия авторского права в 2015 году – любой человек сможет размещать или скачивать из интернета этот текст, печатать его в виде дешевого издания, а также распространять любым другим способом. Эта книга не запрещена – запрещено только распространение новых изданий. То есть, нужно использовать тот экземпляр, который был подарен бабушке и дедушке во время их свадьбы, или незаконное издание, доступное в интернете. Тот гражданин, который при изучении источников хочет составить себе представление об идеологии национал-социализма, о Гитлере как мыслителе, а также о литературных качествах этого трактата может за небольшие деньги приобрести его в антикварной лавке, если ему не хочется ходить для этого в государственную библиотеку.
Вопросы возникают по большей части относительно той пользы, которую может принести знакомство с книгой Гитлера. Есть опасение, что неонацисты смогут оттуда высосать свой мед, поскольку правые экстремисты собираются использовать «Мою борьбу» в качестве орудия в борьбе против демократии. В этом смысле им раньше нельзя было помешать, и сегодня это не получится. Да и в будущем они вряд ли станут ориентироваться исключительно на финансируемое баварским правительством и прокомментированное учеными издание.
Но заинтересованы ли сегодня вообще правые экстремисты в идеологическом труде Гитлера? Или этого опасаются только люди с претензией на то, чтобы осуществлять опеку над гражданами и обрабатывать читаемые ими книги средствами цензуры? Это одна сторона дела. Другая сторона состоит в безусловности воли к просвещению, которая требует того, чтобы книга Гитлера «Моя борьба» в полном объеме и без всяких сокращений была доступна народу для того, чтобы каждый человек смог сам составить себе представление об этом историческом документе, вызвавшем катастрофу национал-социалистического правления в Германии и в Европе.
Читайте также: Истоки нацизма - город, пиво и ненависть
В книге «Моя борьба» не содержится подробный план установления гитлеровской диктатуры
Но верно ли предположение относительно того, что из книги «Моя борьба» задолго до прихода Гитлера к власти можно было узнать о его намерениях и что в ней содержится основной план создания третьего рейха, который своевременно не был изучен? Успех Гитлера как демагога, податливость его современников, восторг, с которым так много немцев восприняли национал-социализм – объяснений все этого в книге Гитлера нет. И «Моя борьба» не является подробным планом установления национал-социалистического правления.
Эта книга не содержит разработанного плана установления гитлеровской диктатуры, и из нее нельзя сделать вывод о намерении истребить евреев или о реализации холокоста. Вместе с тем сочинение Гитлера пропитано ненавистью к евреям и шовинизмом, ее автор пространно рассуждает о завоевании «жизненного пространства», он излагает свои расистские, социал-дарвинистские, ультранационалистические взгляды и навязчивые идеи – как в своих выступлениях, так и в своей книге.
Программное и исповедальное произведение будущего диктатора представляет собой также памфлет, написанный человеком одержимым. Эта книга, конечно, позволяет понять идеологические установки ее автора, однако она не объясняет причины его восхождения к вершинам власти. Загадкой после ее прочтения остается и восторженное поклонение, которым пользовался Гитлер. Книга Гитлера не открыла глаза его современникам. Особенность феномена этого одержимого человека состоит в том, что победное шествие НСДАП и приход к власти идеолога Адольфа Гитлера 30 января 1933 года состоялись - несмотря за сумбурный мир идей главного действующего лица. И это произошло не потому, что никто не прочитал книгу «Моя борьба» и никто не знал, что в ней написано.
Также по теме: Тогда народ проголосовал за Гитлера и против демократии
Однако для разоблачения мира идей Гитлера не нужны ни новые издания книги (научные или в оригинальном виде), ни запреты на ее распространение. Потребность познакомиться к этим текстом в полном объеме начинает улетучиваться после прочтения первых пассажей, и затем уже скука начинает активно бороться с любопытством. В целях просвещения каждый заинтересованный человек должен иметь возможность самостоятельно познакомиться со языком, стилем и духом Гитлера как идеолога. Для этого достаточно отдельных извлечений с соответствующими объяснениями. Нет необходимости иметь подготовленное группой экспертов многотомное и критическое в филологическом отношении издание, снабженное подробными историческими комментариями, - достаточно будет оказать в этом случае небольшую помощь. А тот, кто хочет познакомиться с полной версией книги, сам должен предпринять для этого соответствующие действия.
Вместе с тем не понятно, почему привлеченный к работе над новым изданием мюнхенский историк Кристиан Хартман в газете Sueddeutsche Zeitung заявляет о том, что, с профессиональной точки зрения, сама публикация книги «Моя борьба» является делом увлекательным, тогда как ее чтение, «если не особо выбирать выражения, полная ерунда»? Это сильные слова, которые могут заставляют усомниться в смысле самого проекта.
Зачем тогда предпринимать все эти усилия? Чем можно объяснить затраты, если все так просто. Может быть, было бы достаточно некоторой ограниченной дегустации гитлеровского текста с дополнительной информацией относительно истории создания и сопутствующих обстоятельств, с объяснением идеологических намерениях автора, а также тех роковых последствий, к которым привело господство нацистской идеологии. В сокращенном варианте, при соответствующей выразительности и сжатости, такой текст отвечал бы всем требованиям политического образования.