Остается все меньше надежд на урегулирование приднестровского территориального конфликта, доставшегося в наследство от Советского Союза. Эта республика, расположенная на левом берегу Днестра, признанная мировым сообществом (включая Россию) в качестве составной части Молдавии, провозгласила себя независимой в 1990 году и по прошествии 22 лет все еще является территорией-заложником противоборства двух стратегических проектов в Европе.
Москва и Брюссель борются за то, чтобы вовлечь Молдавию в сферу своего влияния, и от результата их борьбы зависит судьба Приднестровья, где в течение веков проживали казаки, а за саму эту землю вели борьбу Российская и Османская империи, а также Польско-Литовское королевство. Столицу Молдавии Кишинев отделяют от столицы Приднестровья Тирасполя около 87 километров, но это расстояние, которое многие преодолевают ежедневно, разделяет два мира, две истории.
Кишинев ориентируется на Брюссель, а Тирасполь, в течение более чем двадцати лет находившийся под авторитарным правлением Игоря Смирнова – на Москву. Россия предлагает Молдавии газ по низкой цене, если эта страна вместе с Казахстаном и Белоруссией решит вступить в Таможенный Союз. ЕС предлагает реальную перспективу членства после подписания договора о партнерстве и создания зоны свободной торговли в 2013.
В конце 2011 года президентом Приднестровья был избран Евгений Шевчук. Вместе с его избранием произошла смена поколений в руководстве, и были предприняты определенные действия по разблокированию конфликта, который начался в 1992 году, когда российский генерал Александр Лебедь не допустил включения Приднестровья в состав Молдавии с помощью военной силы.
С тех пор ОБСЕ ведет наблюдение за зоной безопасности между двумя берегами Днестра с помощью украинских наблюдателей и миротворческого контингента (состоящего из российских, молдавских и приднестровских военнослужащих, по 500 человек от каждой стороны).
Кроме того, Россия держит здесь воинский контингент, состоящий из остатков 14-й армии. Это около тысячи военнослужащих, отвечающих за сохранность складов с боеприпасами, оставшихся со времен СССР. Несмотря на обязательства, принятые по отношению к ОБСЕ, Москва приостановила вывод этих складов с боеприпасами.
Шевчук начал политику «мелких шагов» в сторону Кишинева и даже вместе с главой правительства Молдавии Владом Филатом посетил православный монастырь на горе Афон (Греция). Когда сближение стало очевидным, Приднестровье пошло на попятную, ссылаясь на то, что Молдавия не ответила на его инициативу по нормализации отношений.
У Приднестровья нет границы с Россией, а воздушное сообщение с ним нарушено. Таким образом, российским военным приходится перевозить личный состав и снаряжение по территории соседней Украины. Недавно в Приднестровье пришли 20 новых грузовиков, а ранее тогдашний министр обороны РФ Анатолий Сердюков посещал Приднестровье проездом через Одессу, не заехав в Кишинев. Молдавия в сдержанных выражениях пожаловалась властям Украины, сообщают источники в правительстве Молдавии. По их сведениям, Россия поставила Приднестровью гранатометы, приборы ночного видения, снайперские винтовки, а также провела учения по высадке десанта на Днестре. «Для урегулирования конфликта необходимо демилитаризовать этот район, а не оснащать новой техникой остатки 14-й Армии, которые, разумеется, должны быть выведены», - считает Юрие Лянке, министр иностранных дел Молдавии.
Власти Тирасполя признают факт ремонта местного аэродрома, который перестал работать в начале прошлого десятилетия в результате предпринятых Молдавией усилий. В качестве предлога использовалось утверждение о том, что приднестровские власти препятствовали молдавской таможне и пограничникам «контролировать взлет, приземление и досматривать грузы, доставляемые российскими военными самолетами», пояснил представитель молдавского МИДа.
Шевчук заявил о возобновлении полетов, а молдавская сторона предупредила, что аэродром будем действовать под ее контролем.
Ястребы российской политики рассматривают Приднестровье в качестве фактора, который сможет воспрепятствовать дальнейшему продвижению НАТО в Европе. Трудно поверить в то, что Россия разместит здесь свои ракеты в ответ на развертывание элементов американской противоракетной обороны в Румынии.
Тем не менее, Александр Гуцул, начальник исторического отдела МВД Приднестровья, вспоминает, что во времена СССР в крепости Бендеры была развернута бригада ракет средней дальности. Крепость была построена турками рядом с Днестром в XVI веке. «Ракеты, которые начали размещать в 1962 году, были нацелены на Западную Европу и Турцию, именно поэтому крепость так слабо изучена археологами».
Москва не хочет, что Приднестровье досталось Молдавии даром, и вместо того, чтобы искать, что их объединяет, российские представители пытаются найти то, что их разделяет.
Правый берег Днестра является частью входившей в Румынию бывшей Бессарабии, оккупированной СССР в соответствии с Пактом о ненападении с Германией 1939 года. Левый берег был завоеван русскими в XVIII веке и в 1924 году стал автономной республикой в составе Украины, однако в 1940 году Сталин объединил ее с Бессарабией и ввел в состав Молдавской ССР.
Промышленное Приднестровье и сельскохозяйственная Бессарабия были вместе до перестройки, когда молдаване, стремясь обрести свои исторические корни, объявили о выходе из состава СССР, восстановили латинский алфавит и попытались объединиться с Румынией.
Приднестровье, где большинство населения составляют русские и украинцы, отреагировало на это, объявив в 1990 году о своей независимости.
Кипение страстей и нетерпимость между двумя группами людей, проживающих на противоположных берегах, со временем утихли.
В Приднестровье знают, что «молдавский язык» с русскими буквами, который здесь преподают, это по сути дела румынский. В Молдавии русский можно услышать на улице, он используется в СМИ, его преподают в сотнях школ в качестве языка, необходимого для эмигрантов, уезжающих на Восток. По своей конституции Молдавия является нейтральной страной. Сторонники объединения с Румынией не превышают там 10%, а правящие круги стремятся ко вступлению в ЕС. Хотя договор о границе между Кишиневом и Бухарестом находится в стадии ратификации, Москва настаивает на том, что румынский «экспансионизм» представляет собой угрозу Молдавии и даже Украине.
С помощью своего военного присутствия в Приднестровье Москва желает застраховаться от того, что, присоединив к себе самопровозглашенную республику, Молдавия не бросится в объятия Румынии и НАТО.
Сторонники сближения с Россией опасаются, что Шевчук, вследствие неопытности или в силу убеждений, сделает окончательный выбор в пользу объединения с Молдавией. Аналитик Андрей Сафонов полагает, что «президентская политика мелких шагов вылилась в односторонние уступки и затрудняет достижение реальной независимости». «Лучше всего отказаться от этого курса и вновь заморозить конфликт», - говорит он.
Отсутствие границы с Россией затрудняет на практике сближение с Россией, поддержанное в ходе ряда референдумов (последний из них был проведен в 2006 году).
Несмотря на официальную позицию Москвы, выступающей за территориальную целостность Молдавии, высокопоставленные российские чиновники стали рассматривать возможность признания независимости Приднестровья в случае, если Молдавия откажется от статуса нейтрального государства. Подобная двойственность политики уже имеет свои прецеденты. Россия заявляла о своей поддержке территориальной целостности Грузии и в итоги признала в качестве независимых государств грузинские регионы Южную Осетию и Абхазию после того, как Запад признал независимость Косово, а между русскими и грузинскими войсками произошли бои в августе 2008 года.
После того, как Шевчук стал президентом, у европейских неправительственных организаций (НПО) появились больше возможностей для работы в Приднестровье. ЕС увеличил с 12 миллионов евро в 2012 году до 28 миллионов на 2013 год финансирование мер доверия между населением обоих берегов. Россия со своей стороны выплачивает местным жителям надбавку к их скудным пенсиям, не требуя от Тирасполя оплатить поставки газа (более 3,6 миллиардов долларов в год). Брюссель и Москва обеспечивают выживание, но не развитие региона.
Жители Приднестровья надеялись на улучшение своего экономического положения, однако этого не произошло. Эмиграция достигла таких показателей, что трудно найти работников для местной промышленности. Зато прибыло большое количество иностранных представителей, от сотрудников российских разведслужб до эмиссаров западных НПО, специалистов по проблемам гражданского общества, сообщают источники в Тирасполе, где открылся американский информационный центр и вскоре откроется европейский.
В государственных учреждениях Приднестровья появились российские советники. В ряде случаев переговорщики от Приднестровья, в частности, министр иностранных дел Нина Штански, изменили свою позицию после консультаций с российскими представителями, утверждают информированные источники.
Если приднестровский конфликт будет вновь заморожен, то надо посмотреть, кому это на руку. Российский монополист «Газпром» контролирует газовую сеть Молдавии и транзитные газопроводы, как бы подтверждая свою приверженность идее территориальной целостности Молдавии.
Кроме того, в качестве «доказательства» своего признания территориальной целостности Молдавии, Россия намерена получить с Кишинева деньги за газ, который она поставляет Приднестровью, где главными потребителями (и должниками) этого углеводорода являются два предприятия, принадлежащие россиянам: электростанция и металлургический завод. «Мы маленькие, но при этом вовсе не дураки», - говорит министр иностранных дел Молдавии Юрие Лянке.