Названия фирм «Ижмаш» и «Ижмех» знакомы только посвященным. Зато продукт, который там производится, известен каждому – это «Калашников».
Однако «Ижмаш», производитель легендарной штурмовой винтовки, уже в течение многих лет сталкивается с проблемами. В последнее время кризис на этих оружейных заводах обострился. Объединение «Ижмаша» и «Ижмеха» должно спасти эти предприятия от банкротства, сообщают российские средства массовой информации. Новый концерн может получить название «Калашников».
По крайней мере, такую идею высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Загрузка обоих заводов слишком мала, считает Рогозин, отвечающий в правительстве за оборонную отрасль. Его слова приводит газета «Новые Известия»: «Ижмаш» и «Ижмех» - это не бренды, - подчеркнул российский вице-премьер. – И новый концерн должен называться «Калашников». Однако решение о возможном слиянии двух предприятий должен принять государственный материнский холдинг «Ростехнологии».
На «Ижмаше» ситуация - особенно напряженная. На нескольких предприятиях, входящих в эту группу, недавно началась процедура банкротства. Раньше Ижевский машиностроительный завод был известной оружейной кузницей. В 1807 году царь Александр приказал построить чугунолитейный завод на реке Иж в Приуралье. С 1947 года Михаил Калашников разрабатывал там самый известный продукт этого предприятия – классический автомат Калашникова, сокращенно АК-47.
После этого бесчисленное количество армий, ополченцев и террористов во всем мире использовали и используют это скорострельное оружие. Российский автомат является простым в обслуживании и исключительно надежным. Всего в мире находится 100 миллионов единиц этого оружия, и «Калашников» считается наиболее часто производимым автоматом. Проблема «Ижмаша» состоит в том, что уже давно в Китае, на Ближнем Востоке и в Африке производятся его клоны – и при этом русские ничего не зарабатывают.
Отсутствие государственных заказов поставило в недавнем прошлом многие российские предприятия на край пропасти. Весной президент Владимир Путин обещал миллиардные инвестиции для модернизации армии. Однако с прошлого года российские военные перестали закупать автоматы Калашникова. Дело в том, что на складах в различных армейских частях хранится 17 миллионов автоматов этой марки – при том, что в стране всего примерно 1 миллион военнослужащих. «Ижмаш» предлагает теперь только дополнительные комплекты, с помощью которых солдаты сами могут модернизировать свои автоматы.
Как сообщают средства массовой информации, этот в прошлом известный производитель огнестрельного оружия сегодня имеет долги, которые выражаются трехзначными числами в миллионах. В октябре производство сократилось на 50%. На «Ижмаше» выпускаются также другие виды огнестрельного оружия и оборудования.
На интернет-сайте этой фирмы сообщается об увеличении оборота в первой половине года. Предыдущий год оказался убыточным для завода, а в 2012 году предприятие может выйти в плюс. Его менеджмент рассчитывает привлечь покупателей своим новым автоматом Калашников АК-12. Тем не менее, недавно заработная плата на заводе была сокращена, и были произведены увольнения. Из-за этого несколько недель назад рабочие предприятия устроили акции протеста.
Замешательство вызывало письмо, направленное президенту Путину, которое на прошлой неделе цитировали российские средства массовой информации. В нем Михаил Калашников, которому скоро исполнится 93 года, и еще 16 бывших сотрудников завода выражают озабоченность в связи с бедственным положением на известном в прошлом предприятии. Производство автоматов Калашникова полностью прекращено, подчеркивается в письме. Договоры по экспортным поставкам не выполняются, и даже российское государство отказывается приобретать заказанные уже автоматы. Кроме того, квалифицированные сотрудники уходят, так как месячная заработная плата в 250 евро для них слишком мала.
«Ижмаш» дистанцировался от этого письма: Калашников не обращался к президенту, утверждают представители завода. При этом в интернете размещены копии письма с его подписью.
Если предложение Рогозина будет реализовано, то это приведет к дальнейшему сокращению рабочих мест. На обоих предприятиях заняты в общей сложности 5 000 человек. Заводы должны стать более компактными для своего спасения. Несколько недель назад Рогозин при посещении завода «Ижмаш» подверг критике его «гигантские размеры». Создается впечатление, что там «производятся авианосцы, а не автоматы», подчеркнул российский вице-премьер.