Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свобода религии в Европе: когда стороны заходят слишком далеко

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кто бы мог подумать, что суд Кельна в этом году объявит незаконной древнюю и священную традицию мужского обрезания? Или что Европейский суд по правам человека отменит свое прежнее постановление о запрете на установку распятий в государственных школах? Такие маятниковые колебания в судебных постановлениях о свободе религии свидетельствуют о том, что в подходе к этому вопросу есть нечто в корне неверное.

Кто бы мог подумать, что суд Кельна в этом году объявит незаконной древнюю и священную традицию мужского обрезания? Или что Европейский суд по правам человека отменит свое прежнее постановление о запрете на установку распятий в государственных школах? Такие маятниковые колебания в судебных постановлениях о свободе религии свидетельствуют о том, что в подходе к этому вопросу есть нечто в корне неверное.

Американские комментаторы думают, будто знают, в чем тут дело: европейский антиклерикализм сталкивается с последствиями своей активности. Вытесним на обочину религию, создадим светскую элиту, и что получим в итоге? Новую светскую нетерпимость, которая не уступает прежней европейской религиозной нетерпимости. Запреты на головные платки и минареты американцам кажутся чем-то вопиющим и чрезмерным. В США такого не может случиться никогда - ведь там более мощная традиция уважения к религиозным свободам.

Марта Нассбаум (Martha Nussbaum) является очень давней сторонницей такого подхода. Свобода вероисповедания очень важна, говорит она, потому что  религия необходима человеку для его самоидентификации. Лишать человека возможности жить по совести - это то, что основоположник религиозной свободы Роджер Уильямс (Roger Williams) называл «насилием над душой». Единственная возможная причина для ограничения религиозной свободы - это нарушение ею норм гражданского права и нанесение вреда другим людям.

Такой либертарианский подход резко контрастирует со светским подходом, более распространенным в Европе. Согласно такому подходу, люди должны обладать свободой вероисповедания в уединении частной жизни, у себя дома, а также в храмах и часовнях - но не на публике. Поэтому в некоторых странах существуют ограничения  на демонстрацию религиозных символов в общественных местах - будь то бурки на улицах Франции, или минареты в городских ландшафтах Швейцарии. Некоторые ведущие политические мыслители, в частности, Юрген Хабермас (Juergen Habermas) (до пересмотра своих взглядов), даже выступали за ограничения в использовании религиозных доводов в политических дебатах, утверждая, что в обществе приемлемы только «универсальные» светские аргументы и обоснования.

Такого рода светское стремление отделить религию от общества стоит за частью из четырех британских дел, находящихся сейчас на апелляции в Европейском суде по правам человека. Это дела сотрудника компании British Airways, носившего крест; медсестры, молившейся вместе с пациентом; служащего загса христианского вероисповедания, отказавшегося регистрировать однополый брак; а также адвоката-христианина, не пожелавшего работать с однополыми парами. Это примеры того, как светское общество «преследует» христианство, говорят консервативные лоббистские организации христиан, поддерживающие поданные апелляции.

Именно в этот момент, когда они начинают вставать друг против друга лицом к лицу, нам надо сделать шаг назад и с расстояния задуматься над противоположными взглядами на свободу религии. Я согласна с мнением сторонников свободы воли, что запрет на ношение креста или на чтение молитвы в общественном месте - это ненужное нарушение религиозной свободы. Никто никакие законы не нарушает, никто серьезный вред не наносит. Но дела служащего загса и адвоката, как и дело владельцев гостиницы, отказавшихся предоставить номер однополой паре, существенно отличаются, ибо здесь свобода вероисповедания входит в противоречие с законом о равноправии.

Дело закрыто, говорят сторонники отделения религии от государства. Однако у религиозных либертарианцев на это есть веский контр-довод. Закон, отмечают они, не священен и не вечен. Это закон большинства, а он может быть неправильным с нравственной точки зрения. Люди верующие, которые считают закон безнравственным, должны, как минимум, иметь возможность самоустраниться - сесть сложа руки и ничего не делать, если от этого никому нет вреда. В конце концов, это давно уже разрешено медицинским работникам из числа католиков, не желающим делать аборты. Закон большинства не должен без нужды больно бить по меньшинствам.

Я думаю, это правильно. Но здесь из виду упущен один важный момент: права есть и у большинства. Если вы хотите игнорировать то, что большинство считает правильным и законным, ваши действия могут дорого обойтись обществу в целом. И почему в таком случае ущерб от вашего несогласия должно нести большинство? Безусловно, было правильно разрешить отказникам от военной службы по религиозным соображениям не убивать на войне. Но неправильно позволять им бездельничать, когда остальные защищают свою страну. Если ты - член демократического общества, то у тебя есть не только права, но и обязанности.

Когда сторонники широких гражданских прав и приверженцы отделения церкви от государства доводят свои подходы до логического конца, они со своими позициями заходят слишком далеко. Одни настаивают на свободе личности и иногда - на групповой автономии - настолько упорно и твердо, что государству и обществу вообще не остается места. Другие так настойчиво выступают за государство и общество, что не оставляют места свободе личности и групповому самоопределению. В этом смысле они являются зеркальными противоположностями. Но в определенном смысле они допускают одну и ту же ошибку, потому что и те, и другие в равной степени легкомысленно относятся к демократии. Либертарианцы отвергают законные требования о демократическом процессе принятия решений, а приверженцы отделения церкви от государства забывают, что в демократических странах живут как люди религиозные, так и светские, и что истинная демократия старается уравновесить противоборствующие интересы, а не навязывает единую норму.

Так что сторонники свободы воли безусловно правы, говоря о том, что могут быть исключения, и что небо при этом не рухнет на землю. Но они забывают подчиниться демократической воле, когда несогласие можно превратить как в смирение, так и в унижение.

Обсуждение
Комментариев: 7
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
a
aminvest.livejournal.com
9 ноября 2012, 00:27
Запрет на какие-то формы одежды в общественных местах - довольно странная вещь. В чем только не ходят по улицам панки или готы, например, а чем верующие хуже? ;) С другой стороны, почему бы не назвать американское уважение к религиозным свободам таким же пережитком прошлого, или анахронизмом, как и голосование через выборщиков? Да, когда-то основатели американской демократии настаивали на равноправии религий. И хотя по сей день религий много, современна ли их чрезмерная защита в отсутствии гонений и (хотелось бы надеяться) при постепенном уходе веры в сверхъестественное из общественной жизни? ;)
т
трям-трям
9 ноября 2012, 11:30
почему бы не назвать американское уважение к религиозным свободам таким же пережитком прошлого Да нет, это не пережиток прошлого, это вполне современный осознанный ход. Легко и, главное, выгодно пропагандировать понятия, которые твоему конкуренту вредят, а тебе - нет. К ним-то нет такого шквала мигрантов. США далеко и кого попало к себе не пускают. Чего бы им в такой ситуации не поуважать чужие порядки на чужих землях.
W
Wascar
9 ноября 2012, 01:26
Тут один записной троль высказался в духе, что религии нет уже, и спорить не о чем, это наглядное подтверждение тому, что долгое нахождение в интернете полностью промывает мозги. Человек теряет ориентацию в окружающем мире, каким-то зомби становится. )))
Х
Хренасе
9 ноября 2012, 02:44
Wascar: Человек теряет ориентацию в окружающем мире, каким-то зомби становится. ))) Это как в мультике про Пыню))
А
Абзац
9 ноября 2012, 09:13
Специально для аминвеста. Для начала надо определиться с определениями. Право человека(верующего адвоката) отказать в защите однополой паре, вообще-то говоря, не религиозная свобода.Это свобода вообще. Свобода убеждений. Для меня, например, было открытием то, что в европе могут наехать за отказ делать аборты, за ношение креста, за ношение майки с изображением оружия, проч. ЗА ОТКАЗ. Это значит, что меня вынуждают делать то, что мне сильно неприятно, из-за неких госвоззрений - или из-за мнений большинства. Чем это отличается от времен, когда нельзя было носить узкие брюки, не понимаю - там были те же причины. Хотя было и отличие. Только сейчас понял, что тогда это был запрет людей вокруг, не закона. Закон привлекался на последней стадии. Люди ходили в своих стиляжьих нарядах и никто не тащил их в суд - риски были другие. ИТОГО. Вам не кажется, что если назвать свободу в повседневной жизни волей, то есть исключить из нее политические свободы, например, то европа будет просто страна невольников? Государтвенных невольников? Мне это говорили, но я как-то не верил... - сейчас допускаю
А
Абзац
9 ноября 2012, 09:26
Мы имеем иммунитет к государству - мы можем жить параллельно ему. А вот европа... Есть свобода религии, есть свобода защищаться. Есть свобода носить одежду. Это все - повседневные свободы личности, воля по моему определению. Когда я читаю о ней в Европе, я тихо приседаю... За факты не отвечаю, цитирую Никонова. "…Нет, все-таки не зря именно в Англии был написал знаменитый роман �1984�. Думаю, его автор, в духе своих знаменитых лозунгов, сказал бы об этом социалистическом эксперименте так: �Безопасность – это смерть�. Антиоружейная паранойя достигает в Англии порой совершенно запредельных высот. Профессор Д. Малкольм из Массачусетса отмечает поразительные факты: �Среди вещей, за владение или ношение которых люди были осуждены, – камень и пакет с перцем�. То есть в отчаянном желании защитить себя хоть как-то люди прибегают к любым средствам. Но власть их за это наказывает. Однако наказание за пакет с перцем еще не вершина безумия. Речь теперь идет уже и о том, чтобы запретить игрушечное оружие! В 1994 году британский домовладелец был арестован полицией за то, что задержал у себя дома двух грабителей при помощи игрушечного пистолета, который грабители приняли за настоящий. Точнее, не за то, что задержал, а за �угрозы и запугивание� оружием. Ведь бандиты же не знали, что это игрушка, и могли испугаться, получить психическую травму!.. В 1995 году группа подростков хотела изувечить пожилую женщину. Она вытащила из сумочки пугач, после чего струхнувшие английские гопники разбежались. Приехавшей полицией женщина была арестована �за действия запугивания�. Вы думаете, это предел? Край маразма? Ошибаетесь. Страх британских политических придурков перед ужасным оружием настолько велик, что к оружию приравниваются уже не только вещи, похожие на оружие, но и изображение оружия! В 2007 году британская цензура запретила рекламу голливудского фильма �Разыскивается� с участием Анджелины Джоли, потому что на рекламных постерах и в рекламных роликах актриса была изображена с пистолетом. А пистолет – это оружие! А оружие – убивает! А смерть – это плохо, это ужасно и совершенно недопустимо, ибо жизнь каждого человека – священна, неужели вы не понимаете?! В цензурный комитет стукнул один из пролеваченных зрителей, который, увидев по телевизору рекламу фильма, немедленно сигнализировал куда надо. Общий пафос доноса можно выразить одной мыслью: это же могут увидеть дети!.. В июне 2008 года служба безопасности лондонского аэропорта Хитроу не пустила на борт самолета пассажира – 30-летнего Брэда Джейкоди, который был одет в футболку с изображением робота-трансформера из детского мультфильма. Причина задержания: робот на майке держит в руке пистолет. Свое решение сотрудники службы безопасности объяснили так: футболка �слишком агрессивна�. …Футболка слишком агрессивна. Она беспричинно набрасывается на людей, бьет их и калечит."
9 ноября 2012, 20:17
Любое хорошее дело, доведенное до абсолюта превращается в маразм Носить крестик ПОД одеждой и хиджаб или рясу поверх неё, это не одно и то же. А меры противодействия одинаковы. Т.е. британские идиоты ничуть не слабее наших.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем