Как правило, азербайджанские власти заинтересованы в победе на президентских выборах в США республиканцев, притом по двум причинам. Во-первых, республиканцы тесно связаны с топливно-энергетическим комплексом, с которым у азербайджанских властей давно налажены деловые отношения. Другими словами, в этом случае официальный Баку имеет прекрасные возможности очень быстро наладить рабочие отношения с новой администрацией через ведущие нефтяные компании.
Во-вторых, как правило, республиканцы во внешней политике намного более прагматичны и не делают особого акцента на права человека, что также очень важно для официального Баку. Азербайджанские власти во взаимоотношениях с западными партнерами проявляют договороспособность при обсуждении любых вопросов, за исключением обеспечения прав человека и политических свобод. Однако…
Начинать с нуля не придется
Глава Азербайджана Ильхам Алиев направил Бараку Обаме поздравительное послание по случаю переизбрания на пост президента США. В послании отмечается, что “Азербайджан связывают с Соединенными Штатами Америки отношения искренней дружбы и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях”.
Он выразил убежденность, что в период второго президентства Обамы “основанное на взаимных интересах и общих ценностях стратегическое партнерство между Азербайджаном и Соединенными Штатами Америки еще более расширится и укрепится”.
Азербайджан также возлагает большие надежды на усилия Соединенных Штатов как сопредседателя Минской группы ОБСЕ и лично на усилия Обамы, направленные на мирное и справедливое урегулирование продолжающегося более двадцати лет армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в рамках международного права, отмечает Ильхам Алиев.
И все же даже с учетом вышеперечисленных факторов то, что Барак Обама остался хозяином Белого дома на предстоящее четырехлетие, является позитивной новостью для официального Баку. Дело в том, что начиная с 2003 года наша внешняя политика стала менее гибкой и реактивной, как это было при президентстве Гейдара Алиева. Нашей внешней политике необходимо время для адаптации к новым реалиям. К сожалению, иногда адаптационный период проходит болезненно и имеет некоторые хотя и краткосрочные, но все же болезненные последствия. Так было и в азербайджано-американских отношениях после избрания Обамы в 2008 году президентом. Стороны потратили полсрока правления нынешнего президента США на налаживание нормальных рабочих отношений. Сейчас, после победы на парламентских выборах “Грузинской мечты”, назревает конфликт во взаимоотношениях между Грузией и Азербайджаном, притом на ровном месте. Хотя и в Тбилиси, и в Баку прекрасно осознают, что Азербайджан и Грузия, можно сказать, что в одинаковой степени нуждаются друг в друге.
А вот с администрацией Обамы уже налажены рабочие отношения, стороны притерлись друг к другу. Независимо от того, кто возглавит Госдеп, начинать с нуля и тратить два года на притирку не придется. Это очень важно с учетом крайне нестабильной геополитической ситуации в регионе.
Незавидная участь США
Многие после повторного избрания Обамы президентом США облегченно вздохнули. Многих пугали жесткие заявления Митта Ромни в адрес России. Впервые после развала СССР кандидат в президенты США открыто назвал Россию “врагом номер один”. При этом некоторые эксперты считают, что Обама попытается перезапустить “перезагрузку”.
Да, на самом деле, Обама обещал русским проявить “больше гибкости” в трудном вопросе противоракетной обороны и сделал это при включенном микрофоне на встрече в Сеуле в текущем году. Однако вряд ли в Москве кто-то особо надеется на крупные улучшения во все более желчных и раздражительных отношениях между двумя странами во второй срок Обамы.
И тут дело даже не в личных взаимоотношениях между Обамой и нынешним президентом России Владимиром Путиным. Тем более что Путин публично похвалил Обаму, назвав его “хорошим человеком”, чьи намерения находятся на правильном месте, а Ромни подверг резкой критике за его менталитет “холодной войны”. Однако во время сентябрьского интервью он выразил сомнение в том, что американское “военное лобби” и институты консервативной власти позволят Обаме осуществить сколь-либо существенные перемены. То есть даже Путин, который в свое время называл Буша-младшего “другом”, прекрасно осознает, что личные взаимоотношения между лидерами имеют огромное значение на постсоветском пространстве, но даже при этом не являются определяющими.
А во взаимоотношениях между США и Россией личные симпатии и антипатии вообще в расчет не берутся. Тут все решения принимаются исключительно с учетом интересов, притом как национально-государственных, так и групповых. И тут совсем не важно, каким бы хотел видеть американо-российские отношения нынешний хозяин Белого дома. Тут определяющим фактором является то, какие шаги может и должен предпринять Б.Обама во внешней политике с учетом национально-государственных интересов и существующих внутренних и геополитических реалий. Ведь недаром говорят, что “политика – искусство возможного”.
Созданная Америкой империя нового типа контролируется не только армией, но и финансово-экономической системой, монополией над источниками и маршрутами транспортировки энергоресурсов, над высокими технологиями. Именно по этой причине проблема в любой части мира сразу становится головной болью США. Таким образом, создана глобальная империя, частью которой в той или иной степени являются даже претендующие на полную “независимость” и равноправное “долевое участие” Россия и Китай. Перспектива – или полный развал этой империи, или создание на ее основе нового типа взаимоотношений глобального характера.
А пока США не могут оставаться безучастными к процессам, происходящим по всему миру, и особенно в тех регионах, которые предопределяют само существование этой глобальной империи. Или же придется уступить первенство другим. Такова участь любой глобальной империи…
Взаимоотношения между США и Россией будут обостряться
И тут ничего не поделаешь. Владимир Путин, вернувшийся в Кремль на третий президентский срок, обозначил такой внешнеполитический курс, в котором гораздо больше критики в адрес США, чем во внешней политике, которую пытался проводить его предшественник Дмитрий Медведев.
И дело вовсе не в том, что после возвращения Путина в Кремль Москва выгнала из России Агентство по международному развитию США (USAID) за то, что оно якобы вмешивается во внутренние дела страны, а также вышла из действовавшего два десятилетия соглашения о сотрудничестве в деле ликвидации оставшегося от Советского Союза оружия массового уничтожения. Это болезненные для Вашингтона демарши, но не более.
Основная проблема заключается в том, что Россия пытается оспорить роль США как единственного глобального игрока. То есть Россия не согласна отведенной ей в этой глобальной империи ролью. Стимулятором противоречий между США и Россией по Сирии, Ирану, Южному Кавказу является именно этот фактор.
Поэтому неизбежно обострение ситуации на пространстве начиная от Южного Кавказа и до Ближнего Востока, где идет жесткая борьба за контроль как над источниками, так и маршрутами транспортировки энергоресурсов, которые являются одними из основных составляющих созданной США глобальной империи.
Именно поэтому Россия при Путине ускоренными темпами в лице ОДКБ создает новый Варшавский Договор, который, по мнению кремлевских стратегов, позволит Москве контролировать хотя бы постоветское простаранство. Намедни Путин принял предложение правительства подписать соглашение о создании единой региональной системы противовоздушной обороны с Казахстаном. Распоряжение опубликовано на официальном портале правовой информации. Ожидается, что проект создания единой системы ПВО России и Казахстана будет готов до конца 2012 года.
О том, что Россия намерена до конца этого года завершить переговоры с Казахстаном о создании единой системы противовоздушной обороны, заявил в начале июля заместитель главкома ВВС по ПВО генерал-майор Павел Кураченко. Он также сообщил, что такое же соглашение готовится с Арменией, только эта система будет иметь статус объединенной, а не единой из-за того, что у России и Армении нет общей границы.
В дальнейшем соглашение о единой системе ПВО планируется заключить с Кыргызстаном и Таджикистаном, а также с Узбекистаном. На сегодняшний день единую систему ПВО имеют только Россия и Белоруссия. Кроме того, Россия собирается выделить полтора миллиарда долларов на вооружение армий союзников в Средней Азии. Но и это не все…
Наша газета уже сообщала о планах России по милитаризации Каспия. Как сообщил на радиостанции “Эхо Москвы” командующий Каспийской флотилией российского военно-морского флота контр-адмирал Сергей Алекминский, уже установлена и готовится к принятию на вооружение радиолокационная станция “Подсолнух” для слежения за подводной обстановкой в регионе.
Не забыл он рассказать и о пяти ракетных, а также десантных кораблях, дивизионе, вооруженном новейшим ракетным комплексом “Бал”, не искючил он и вероятности появления на Каспии сверхмалых подводных лодок и обеспечивающих их деятельность беспилотных летательных аппаратов.
Новшества необходимы для слежения за действующими на постоянной основе платформами гипотетического противника с целью последующих удачных диверсий, оригинально выразился адмирал, не прояснив намерений. Касаясь усложнившейся геополитической обстановки, он отметил, что за все 290 лет существования Каспийской флотилии (создана по указу Петра I в 1722 году) сегодня она востребована как никогда. Он считает, что с военно-политической точки зрения возможны конфликты между Азербайджаном и Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном из-за спорных морских месторождений.
Казахстан – единственное государство на Каспии, самостоятельно строящее свои военно-морские корабли, но для России это не проблема, так как это самая дружественная в регионе страна, считает военный. В смысле слежения за оперативной обстановкой на море наиболее образцовый, за исключением России, Иран. По большому счету, российский адмирал четко обозначил угрозу, исходящую от Азербайджана и Туркменистана, которые готовы содействовать появлению еще одного энергетического коридора, подконтрольного США, супротив интересам России.
При этом Азербайджану необходимо учитывать и возможное ужесточение позиции Армении, которая становится одним из активных участников нового Варшавского Договора, по урегулированию карабахского конфликта. “Благодаря политике последних лет нам удалось сформировать у населения убежденность в том, что Кашатагский район (Лачинский) не подлежит торгу и является неотъемлемой частью “Республики Арцах”. Никто не собирается сдавать землю”, – заявил “премьер-министр Нагорного Карабаха Ара Арутюнян”.
Одним словом, армянская сторона начинает все чаще и чаще обозначать Лачин как территорию, не подлежащую освобождению. Безусловно, все эти заявления делаются не без уверенности поддержки со стороны России. Просто Азербайджану угрожают наказанием за то, что с учетом собственных национально-государственных интересов он является ретранслятором геополитических интересов США в регионе.
Одним словом, США просто вынуждены участвовать в решении проблем Южного Кавказа и Средней Азии, точно так же в разрешении конфликта вокруг Сирии и Ирана, чтобы сохранить созданную ими с таким трудом глобальную империю. Это основная причина, по которой Обама уж никак не может перезапустить “перезагрузку” во взаимоотношениях с Россией. Наоборот, стало известно о том, что ведутся переговоры по размещению на территории Турции американских ракетных установок “Пэтриот”, что вряд ли обрадует Москву.
И, наконец, необходимо учитывать, что Обаме для реализации собственных социально-экономических проектов постоянно придется торговаться в Конгрессе с республиканцами, которые являются сторонниками более жесткого внешнеполитического курса…