Исламское учение о рае, аде и человеческой жизни в этом мире гласит, что загробная жизнь есть не что иное, как отражение людских намерений и деяний на земле. На самом деле, мы хозяева нашей судьбы и именно от нас зависит, ждет ли нас рай или ад, и какой это будет рай или ад.
Али Акбар Мухаммад, теолог, объясняет, основываясь на исламском учении, какую роль играют человеческие поступки в как земной, так и загробной жизни.
Роль и место мыслей и деяний человека в земной жизни
Наш мир, со всеми сложностями и перипетиями, проще и лучше всего рассматривать с точки зрения математики. Почему? Именно с точки зрения этой науки удобнее всего разбираться в системе божественного правосудия. Ведь вся вселенная сводится к идее воздаяния за наши грехи.
По этой логике, Аллах не может выйти из круга правосудия, он и есть этот круг. Поэтому предписания Пророка так важны – это правила, ниспосланные Аллахом, которые должны соблюдаться в обществе и не могут быть изменены.
Добропорядочная жизнь будет пожинать плоды своих усилий. Однако совершать благие дела нужно искренне, а если человек оступился, то он должен покаяться, а не пытаться искупить свой грех другими деяниями. Всегда следует помнить, что милосердие Аллаха выше его гнева и всепрощающе к детям своим.
В глобальных и традиционных обществах законы правят всем. Таким образом, в исламских обществах предписания Бога оказывают сильное влияние на действия и поступки не только одного индивида, но и всей общины в целом. Люди — существа воли; этим они и отличаются от других видов. Именно человек был выбран Аллахом на место халифа -символа божественной преемственности. Поэтому халиф был наделен не только светской, но и духовной властью – на нем отпечаток Бога, поэтому люди могли полностью доверять ему. Нельзя сказать, что халифат просуществовал бы вечно: время идет, меняя в процессе качество власти. В результате, халиф перестал быть примером для всей уммы (исламская община – прим.пер.) А человеку нужно следовать путем послушания и благочестия, в конце которого произойдут изменения в самом индивиде: в нем проявятся все божественные атрибуты. В противном случае, он отдалится и будет строить совсем другую жизнь, противоположную этой.
Согласно предписаниям Аллаха, следует строить свою жизнь благими деяниями и добрыми намерениями, а не низменными мыслями и подлыми поступками.
Человеческая личность
У каждого есть своя индивидуальная личность. И различные внутренние и внешние факторы влияют на нее: наследственность, окружающий мир и время. Все люди — единое дыхание человечества, и даже Адам и Ева сначала были одним целым.
Природа и время влияют на формирование человеческой сути, создавая различие между нами. Но тенденция изменения и влияния неодинакова. Выделяют три основных фактора, формирующих личность — образование, природа и социальное положение.
Личность должна быть сформирована по идеологии, вере и убежденности в правоте своих деяний. Аллах так много требует от людей, чтобы защитить.
Бог создал человека таким образом, чтобы он мог понять, каким именно путем нужно следовать, стремясь к совершенству, не забывая о совести. Другими словами, оттачивать добродетели, дарованные нам свыше.
У всех людей есть душа. А Аллах любит каждого из нас, взамен нам нужно только полюбить его, и наши души будут спасены. Мы все иногда ошибаемся, ведь мы имеем общее происхождение, поэтому каждый из нас индивидуален, а мысли и поступки формируют человеческую натуру, благодаря этому человечество способно, в зависимости от его индивидуальных решений, меняться в лучшую или худшую сторону.
Нельзя забывать, что загробная жизнь напрямую зависит от земной, от хороших или плохих деяний человека в миру. И загробная жизнь будет зависеть от состояния уже сформировавшейся на земле человеческой души. Согласно учению и философии ислама, гуманный характер человека ведет его правильной дорогой в иной жизни.
Каждое наше маленькое или большое деяние на Земле засчитывается на том свете с положительной или с отрицательной стороны. Есть весы, которые учитывают каждую унцию наших поступков, чтобы свершить честный суд в ином мире. Каждый момент нашей земной жизни фиксируется двумя ангелами на небесах. Записываются намерения и действия. Все наши поступки и мысли по крупицам заносятся в книгу, и когда человек предстает на суде своей души, весы с предельной точностью определяют, куда ему следовать.
Рай и ад
Между адом и раем есть одна существенная разница. В раю благодать божья будет с нами, там завершается очищение праведников. За количество и качество благих деяний на Земле рай каждого обретет еще больше. Здесь вся благодать исходит из души, глаза не смогут это увидеть, а уши услышать. Пророк Мухаммед рассказывал, что «рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта». В райском саду возвышаются великолепные дворцы, вокруг множество разнообразных яств, а вино, которое не пьянит, разливают по кубкам.
Ад же представляет собой совершенно противоположное впечатление. Там людей подвергают пытками божественным огнем, поят настоями из гноя, кипятка и плодов дерева Заккум, растущего в преисподней. Однако грешников-мусульман ждут не вечные муки, согласно Корану Аллах смилуется над ними и пустит в райские сады, в отличие от неверных, которым суждено гореть в аду. Ведь самый страшный грех – это неверие в единого бога Аллаха.