Прервите меня, если вы уже слышали это раньше: «ПК? Черт, нет. Слишком дорого и сложно. Мне моей приставки вполне достаточно».
В этом что-то есть. Мы здесь, на Kotaku, просмотрели множество мощных и дорогих машин, и даже периферийные устройства вдобавок. 300 баксов за Xbox 360 вместе с сетью, где уже играют все твои друзья. И 1200, а то и больше долларов за компьютер. Для большинства геймеров выбор однозначен. И это правильный выбор, с одной стороны.
А с другой стороны совсем неправильный.
Семейный компьютер это домашнее устройство, которое к тому времени, когда мне исполнилось 15, по важности не уступало семейной микроволновке и телевизору. У нас всегда было мало денег; моего отца уволили с работы, и он долгое время был безработным. Как раз в это время появилось тяжелое хроническое заболевание у моей матери. Super Nintendo, N64, PlayStation - об этих штуках не могло быть и речи.
Но у нас был персональный компьютер. Это был не самый лучший ПК в мире - напротив, по многим оценкам, это была худшая в мире машина. Но там был DOS и Windows (3.11), а его процессор на 486/33 был достаточно мощный, чтобы эта штука хоть как-то работала. А поскольку там еще был и дисковод для компакт-дисков, этого оказалось достаточно, чтобы играть на нем.
Диски за три доллара и даже дешевле, обещавшие «500 игр!», познакомили меня со странными, но запоминающимися приключенческими играми с главным персонажем по имени Hugo. Потом у меня появилась парочка игр из студии, которая тогда называлась Epic MegaGames. Это была Dare to Dream и сентиментальная, но до сих пор любимая Castle of the Winds. Я бродила по лабиринтам. Я играла с клонами в Prince of Persia. Я разгадывала кроссворды, раскладывала пасьянс. Меня даже сожрал йети из SkiFree.
Через какое-то время мне удалось выклянчить игру Myst на Рождество (или на день рождения), и с того дня я прочно и бесповоротно встала на тропу игр. Как-то раз в доме у подруги по соседству я открыла для себя The Secret of Monkey Island и другие игры LucasArts. Она разрешила мне брать на время к себе домой ее диски (и инструкции, и картонные гаджеты, потому что именно так в то время работала защита от копирования). Вот где я разошлась не на шутку. Как-то раз мне удалось за 5 долларов купить поганую копию Buried In Time и убедить родителей добавить денег на покупку SimCity 2000, потому что своих, заработанных на сидении с детьми, мне не хватало, а диск на полке в Costco оставался всего один и мог уйти в любой момент.
В совершеннолетие я вошла без сладких детских воспоминаний о Legend of Zelda и Final Fantasy. Ежиком Сонником я управляла лишь одно лето, и то в доме у соседей. Но компьютер, на котором я писала свои курсовые в колледже, также дал мне Heroes of Might, Magic III, Diablo II, Worms Armageddon и даже Snood, на которую я угрохала бесчисленное множество часов своей жизни. На выпускном курсе в периоды отдохновения от написания своей ужасной дипломной я играла в EverQuest II и в «Пиратов» Сида Мейера.
Сейчас игры неразрывно связаны с самыми разными техническими новинками из мира гаджетов. Мы думаем о Xbox, об iPhone, о джойстиках, когда вспоминаем про Call of Duty. И тем не менее, компьютер сегодня более доступен по деньгам и более удобен, чем когда бы то ни было.
Семья может сейчас купить вполне приличный ПК, которым могут пользоваться все домашние, чтобы заходить в интернет, делать уроки, работать и выполнять еще миллион повседневных функций, меньше чем за 400 долларов. Xbox 360 и PS3 стоят примерно столько же. Да и компьютерные игры сегодня дешевле, чем раньше.
Последние пять лет недорогие компьютерные игры льются на рынок мощным потоком. Продажи на Steam, GOG и у их конкурентов заставляют ценовые войны приносить выгоду потребителю, особенно сейчас, когда сервисы начинают предлагать игры для Mac и Linux. Распространение независимых, или инди-игр, а также системы «плати сколько хочешь» означает, что люди, которые не могут заплатить, все равно имеют возможность играть в полученные законным путем и высококачественные игры. А интернет буквально кишит дешевыми и бесплатными вариантами, будь то флеш-игры или социальные игры, которые отнимают у вас только время, но не деньги.
Оставаться на переднем крае в мире игр вне зависимости от вашей игровой платформы и предпочтений это дорогое удовольствие. Чтобы быть первым, нужна определенная степень самоотверженности и деньги на расходы, будь то новый PS3 за 599 баксов или загружаемый контент за 60 долларов, в который входит новехонькая игра. Признаюсь, что мой сегодняшний ПК стоит подороже семейной машины моих родителей за 350 долларов, и что один только графический процессор Nvidia внутри него стоил больше Xbox 360, когда был новым.
Но в игры играют не только на переднем крае. Mass Effect в 2010 году (когда мне впервые удалось в нее поиграть) была ничуть не хуже, чем в момент своего выхода в 2007-м. Геймеры будут любить Bastion в 2014 году ничуть не меньше, чем в 2011-м, когда эту игру только запустили в продажу. А в наше время римейков, релизов и ретрозагрузок старое часто кажется новым, как и новое - старым.
ПК по-прежнему пользуется дурной славой как самая дорогая машина для игр, хотя в действительности нам надо аплодировать ему как самому доступному аппарату. Настраивать его долго не надо. Попытаться играть может любой. И кроме исключительной графики и звука, а также простоты управления с клавиатуры, доступность ПК это главная причина любить то, что может делать компьютер.