Обширный архив писем, черновиков, аудиозаписей и фотографий режиссера Андрея Тарковского будет выставлен на аукцион в Лондоне.
Sotheby's объявил о предстоящей продаже архива одной из самых почитаемых в кинематографическом мире фигур – человека, которого Ингмар Бергман называл «величайшим [режиссером]» и «изобретателем нового языка кино».
Фильмы Тарковского – интеллектуально стимулирующие, длинные и с медленно развивающимся действием – часто возглавляют кинематографические рейтинги или находятся в их первых строках. The Guardian назвала его 205-минутный фильм «Андрей Рублев» лучшим артхаусным кино всех времен, а по результатам проводящегося BFI раз в десятилетие опроса три творения Тарковского попали в первую тридцатку величайших фильмов – «Зеркало» заняло 19-е место, «Андрей Рублев» занял 26-е, а «Сталкер» – 29-е. «Зеркало» оказалось на 9-м месте в параллельном списке BFI – по версии 358 режиссеров.
Глава отдела книг и рукописей Sotheby's Стивен Роу (Stephen Roe) утверждает, что этот архив служит источником потрясающих сведений о подходе Тарковского к кинематографу. «Это, вероятно, единственные документы, связанные с Тарковским, которые в ближайшем будущем появятся на рынке», - сказал он.
Архив продает Ольга Суркова, которая была ученицей, секретарем и подругой Тарковского, а также соавтором его книги «Запечатленное время», в которой режиссер изложил свою теорию кинематографа.
Архивные материалы многое говорят не только о творчестве режиссера, но и о его жизни. Очень проникновенно выглядит черновик его письма президенту Леониду Брежневу, в котором Тарковский просит позволить ему работать в Советском Союзе и разрешить показ его фильмов, которые были запрещены властями.
«Три с половиной года фильм не пускают на экраны… “Андрей Рублев” не использовался и не мог использоваться для антисоветской пропаганды любого рода… У меня совсем нет возможности воплощать мои творческие идеи в жизнь», - писал он.
Такая ситуация сильно сказывалась на Тарковском: «Без работы я не могу зарабатывать на жизнь – а между тем у меня есть жена и ребенок. Мне неловко говорить об этом, но ситуация так долго не меняется, что я больше не могу молчать».
Письмо не подействовало, и в 1984 году Тарковский поклялся никогда больше не возвращаться в Советский Союз. Он умер от рака легких в Париже в 1986 году в возрасте 54 лет.
На торги также выставлены блокноты с покадровым анализом его фильмом; печатные версии сценариев фильмов Тарковского, значительно отличающиеся от окончательных вариантов, а также 32 аудиопленки и 13 минидисков – записи рассуждений режиссера о кинематографе и о его собственных фильмах, сделанные в последние годы его жизни.
Собрание также включает в себя подборки фотографий Тарковского и его семьи на отдыхе во время поездок в американский Гранд-Каньон, в Италию и в британский Стоунхендж, а также фотографии режиссера с другими российскими знаменитостями – такими как виолончелист Мстислав Ростропович.
Тарковский снял семь полнометражных художественных фильмов, включая «Солярис», «Носталгию» и «Жертвоприношение». «Он считается самым значимым русским режиссером 20 века после [Сергея] Эйзенштейна – и одним из величайших режиссеров всех времен», - подчеркивает Роу.
Тарковский повлиял на множество кинематографистов. Объясняя, почему он посвятил Тарковскому свой фильм «Антихрист», режиссер Ларс фон Триер (Lars von Trier) однажды заметил журналисту: «Вы видели фильм под названием “Зеркало”? Он меня заворожил! Я его смотрел 20 раз. Это самое близкое к религии из того, что у меня есть: для меня этот человек - Бог».
Стивен Содерберг (Steven Soderbergh), переснявший «Солярис» с Джорджем Клуни (George Clooney) в главной роли, как-то раз сказал: «Я большой поклонник Тарковского. Я считаю его настоящим поэтом, что в кинематографе большая редкость. Тот факт, что он произвел такой эффект всего семью фильмами, на мой взгляд, также свидетельствует о его гениальности».
Архив будет выставлен на аукцион Sotheby's 28 ноября. Он оценивается в 80 - 100тысяч фунтов. Ожидается, что россияне проявят к нему большой интерес. «Россиян архив должен заинтересовать, так как это существенная часть истории российского искусства», - полагает Роу.